Кадр из сериала «Острые предметы», 2018
В этих историях за внешним благополучием героев могут скрываться неприглядные тайны. Желание спрятать их и сохранить привычный уклад жизни приводит к непоправимым последствиям. А жертвой и преступником может оказаться любой человек. Речь идет о жанре domestic-триллер. Рассказываем о нем и о новинке «Пропавшая», которая открывает новую остросюжетную серию «Эксмо».
Что такое domestic-триллер?
Domestic-триллер, который также называют бытовым триллером, — поджанр остросюжетной литературы. События таких историй разворачиваются в закрытых сообществах, где все друг друга знают.
-16% Пропавшая 685 ₽ 819 ₽ -16% В корзину
Это могут быть маленькие города, общины или соседства. Они не отрезаны от внешнего мира физически, как это бывает в герметичных детективах, тем не менее круг подозреваемых здесь ограничен.
Когда появился жанр бытового триллера?
Жанр этот не новый, к domestic-триллерам, например, можно отнести некоторые работы Альфреда Хичкока в кино и особо мрачные детективы Агаты Кристи.
«Выделяться он начал еще в то время, когда первые авторы детективов начали помещать своих героев в небольшие городки и деревеньки, в замкнутые сообщества и, самое главное, в семьи. Это и есть доместик-остросюжетка, в первую очередь разбирающая отношения между соседями, друзьями и даже родственниками: когда преступник — не какой-то залетный лихой человек, а, скажем, родной дядя или любимый сосед, которого ты знаешь всю свою жизнь.
Как стиль domestic-триллер оформился примерно в начале 2000-х годов. Но это, что называется, де-юре. Скорее маркетологическая категория, чтобы читателям было удобно искать полюбившееся им направление», — говорит Владимир Хорос, руководитель группы зарубежной остросюжетной литературы «Эксмо».
Чем интересен жанр domestic-триллер?
Жанр бытового триллера уделяет особое внимание психологии героев, их внутренним конфликтам и переживаниям. У каждого из действующих лиц своя боль. И если автор дает им слово, они автоматически становятся ненадежными рассказчиками. Ведь происходящее каждый оценивает через призму собственного опыта и ценностей. Яркий пример этого приема — триллеры Мэри Кубицы.
В романе «Пропавшая» рассказывается о двух убийствах, которые произошли одно за другим в маленьком городке. Дочь одной из жертв Дилайла пропала тогда же, а спустя 11 лет внезапно вернулась. Читатели смотрят на события 11-летней давности глазами ее матери Мередит Дики, а также ее соседки Кейт.
Миссис Дики — доула, чьи профессиональные интересы пересеклись с интересами одного врача. Кейт, узнав об этом, пытается «копать» в этом направлении. При этом конфликт с врачом для самой жертвы далеко не главная проблема. Ее волнует кое-что другое. Кто-то шлет ей сообщения с угрозами, а одна из пациенток и ее муж ведут себя странно. Сложно представить, кому можно доверять в этой ситуации. Рассказчиком в наши дни становится сын Мередит и брат Дилайлы Лео, и у него тоже свой взгляд на то, что происходит вокруг.
Даже если автор выбирает повествование от третьего лица, но меняет точку зрения, этот эффект сохраняется. Так что если в классических детективах надо не упустить ни одной улики, чтобы вычислить преступника, то в бытовом триллере придется покопаться в головах фигурантов дела.
Кадр из сериала «Острые предметы», 2018
Чем бытовой триллер отличается от уютного детектива?
Как и в уютных детективах, в бытовых триллерах события разворачиваются в небольших закрытых сообществах. Это может быть и пасторальный уголок с захватывающими видами вокруг, и достаточно депрессивное место, откуда многие стремятся уехать. Главное отличие — в атмосфере.
Уютный детектив дарит читателям ощущение безопасности, даже если в книге орудует убийца. Ведь по законам жанра преступник обязательно будет найден, а расследование никак не мешает простым радостям, таким как встречи с друзьями, прогулки и вкусная еда. А вот в domestic-триллере царит ощущение тревоги, а трагические обстоятельства рикошетом бьют даже по тем обитателям городка, кто напрямую с ними не связан. Зато такая атмосфера затягивает читателя в книгу и позволяет полностью отключиться от внешних проблем, переживая за героев.
А еще благодаря этому свойству жанр может затрагивать остросоциальные проблемы. Так, в новинке «Пропавшая» говорится о жестоком отношении к женщине во время родов и излишней самоуверенности врача, которая может обернуться трагическими последствиями для его пациентов.
Что почитать в жанре бытового триллера?
Помимо романов Мэри Кубицы «Пропавшая» и «Другая миссис», тем, кто хочет познакомиться с domestic-триллером, стоит обратить внимание на творчество Лайзы Джуэлл и Джона Харта. Их книги — яркий пример того, что даже в рамках такого узкого жанра встречаются разные по интонации истории.
-14% Комплект из 2-х книг. Триллеры Лайзы Джуэлл (Опасные соседи + Ночь, когда она исчезла) 1224 ₽ 1429 ₽ -14% В корзину
Романы Джуэлл написаны на стыке психологического триллера и семейной драмы. «Ночь, когда она исчезла» рассказывает о таинственном исчезновении молодых родителей. Они отправляются на свидание в паб, оставив маленькую дочку с бабушкой, и не возвращаются. И пока в городке все шутят, что они не справились со своей новой ролью и просто сбежали, приехавшая в городок из Лондона писательница начинает свое расследование.
Джон Харт два года подряд становился лауреатом престижной остросюжетной премии «Эдгар» с романами «Вниз по реке» и «Последний ребенок». Его произведения — это детективы, затрагивающие философские темы и близкие к большой литературе.
-51% Мы начинаем в конце 460 ₽ 939 ₽ -51% В корзину
Еще один яркий представитель жанра — роман «Мы начинаем в конце» Криса Уитакера. Он рассказывает историю человека, который после длительного срока за убийство возвращается в родной город, где ему совсем не рады. Его появление запускает цепь драматических событий с непредсказуемым финалом.
И, конечно, стоит взять на заметку саму серию «Tok. Domestic-триллер. Тайны маленького городка». В ней выйдут два романа Дженивы Роуз, очень любопытная книга Эми Тинтеры, загадочный триллер Денди Смит и многое другое.
На domestic-триллеры действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.