Встречи с авторами Подбор подарка
20 февраля, 2019

Дети больше не читают?

Существует ли проблема детского чтения и как ее решить
Автор материала: Екатерина Буракова
Дети больше не читают?

У вас возникало такое чувство, что ещё немного, и дети совсем перестанут интересоваться книгами? Нынешние школьники просто жить не могут без социальных сетей и смартфонов, а вот без внеклассного чтения многие из них прекрасно обходятся. Современный ребенок другой, но значит ли это, что чтение ему больше не нужно?

Всему свое время

Сказочная азбука Сказочная азбука Олег Рой Электронная книга 339 На Литрес

Вы не поверите, но отсутствие интереса к чтению до 6-8 лет считается абсолютно нормальным! До 4-5 лет ребенок познает мир не через образы и символы, а через действия с предметами. Годовалый ребенок уже может прекрасно ориентироваться в пространстве квартиры, ему может нравиться играть с буквами из дерева, пластика и мягкого флиса. Но пока не сформируется образное мышление, буквы и цифры так и останутся для него просто бессмысленными предметами и картинками, которые он будет узнавать и показывать по просьбе взрослого, в надежде на похвалу или улыбку.

Можно пытаться выучить буквы (и даже цифры!) хоть в первые месяцы после рождения, но это ничего не даст крохе, ведь прежде чем научиться читать, необходимо решить другие возрастные задачи. До трех лет лучше всего работать над словарем: чем больше предметов ребенок сможет правильно назвать, тем лучше. Знания о том, что кошка говорит «мяу», а собака «гав», снег «холодный», а пирог «горячий», в этом возрасте просто бесценны. В дошкольном возрасте очень важно, чтобы занятия были недолгими, игровыми и проходили тогда, когда ребенок к ним действительно готов.

Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

Когда ребенок нагружен занятиями, заболел или переутомился, освоение любого навыка идет сложнее. Организм человека устроен мудро, и перегруженные дети иногда начинают просто болеть, чтобы от них «отстали». Сейчас всё чаще к нам обращаются дети с трудностями в освоении навыка чтения. И в целом наблюдается рост трудностей в обучении, причем не только в нашей стране. Исследователи связывают это с ухудшением экологии, увеличением нагрузок на ребенка и, конечно, «бумом» раннего обучения, который у нас начался ещё в 90-е.

Можно научить ребенка читать за два-три месяца в возрасте 6-7 лет или потратить годы на этот же процесс в более раннем возрасте. 

Вдохновляйте личным примером

Когда в доме любят читать, то и книги всегда под рукой. В таких семьях родители и сами не помнят, в каком возрасте их чадо прочитало свою первую сказку, потому что малыш может в любой момент пойти и взять понравившуюся книгу с полки. Наблюдая за читающими взрослыми, дети хотят им подражать. А если в семье принято обсуждать прочитанное, то это только дополнительная мотивация для того, чтобы поскорей научиться делать это самостоятельно.

Главное показать, что взрослому нравится процесс общения с книгой, а приемы вовлечения могут быть разными: не дочитать книжку и «забыть» её на видном месте или попросить ребенка о помощи, потому что «устали глаза». Читать ребенку и с ребенком можно и нужно до тех пор, пока он сам не захочет справляться без вашей помощи. Или пока у него не сформируется собственный читательский вкус, который может и отличаться от вашего.

Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающее обучение):

Дети сейчас читают меньше, прежде всего из-за большей доступности компьютерных игр и различных гаджетов. Родители могут постараться оттянуть момент их знакомства с цифровыми устройствами и гаджетами, чтобы потребность в видеоиграх возникла как можно позже. Мультфильмы можно хотя бы частично заменить диафильмами со статичной картинкой и текстом, который хорошо читать вместе с ребенком.

Читайте вместе!

То время, которое ребенок проводит в совместных играх с родителями, само по себе благотворно влияет на те характеристики чтения, которые появятся ближе к 6 годам. А начинать знакомство с книгой можно, как только кроха научится сидеть и концентрировать взгляд: рассматривать картинки, называть предметы, обогащая словарный запас. И, конечно, читать детские стихи, прибаутки, потешки. Если в дошкольном возрасте ребенок не выучил ни одного стихотворения или песенки, ему будет трудно выучить белый стих в старших классах, потому что пропущен этап привыкания к ритму, который присутствует в любой речи, будь то поэзия или проза.

Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

У подросших детей любовь к чтению обычно начинается с первой любимой книги. Самое сложное — найти эту книгу. Это не обязательно должна быть классическая литература XIX века. Это могут быть детективы, фэнтези или даже комиксы. Ребенок будет запоминать эти истории и рассказывать в компании, тем самым удовлетворяя еще и потребность в общении. При этом надо понимать, что младшим школьникам и подросткам интересны разные книги. Мальчикам и девочкам, как правило, тоже. Основная задача родителей здесь — давать широкий выбор и смотреть, что получается, а что нет. Но важна и школьная среда: читают ли одноклассники вашего чада, не осуждают ли такой досуг в классе.

Главное — мотивация, а не техника!

Школьники Школьники "ленивой мамы" Анна Быкова Электронная книга 419 На Литрес

Школьная программа и общие для всех детей стандарты вынуждают учителей гнаться за такими показателями, как «скорость чтения», в то время как большая часть проблем с чтением у школьников заключается в недостаточной мотивации. Часто к началу обучения дети не испытывают самой потребности в чтении.

Если подросток терпеть не может книги, он не начнет ими интересоваться, пока не поймет, зачем ему это надо. Необходимо показать ему выгоды от чтения и создать такую ситуацию, когда читать будет нужно для чего-то другого, и потом уже привносить в процесс удовольствие. Возможно, для этого придется вместе походить по магазинам и поискать те книги, которые его действительно «зацепят». Главное не заставлять читать то, что не нравится, и подбирать литературу в соответствии с возрастом и интересами.

Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающее обучение):

Необходимо учитывать, что потребность в чтении может возникать в разном возрасте. У одних она созревает уже в три года, а у других — только в девять лет. А школа — это «прокрустово ложе», в которое уложили всех. И когда дети сталкиваются с неуспехом в школе, а родители не знают, что с этим делать, школьники начинают избегать самого факта чтения.

Как только ребенок начал говорить и активно двигаться (т.е. от 2-х до 3-х лет), уже можно сходить к нейропсихологу, чтобы перестраховаться: ДЦП, родовые травмы, асфиксия и даже маленький ушиб головы могут привести к задержке в развитии, особенно если пострадали лобные и височные доли.

Чтение и клиповое мышление

101 далматинец. Детский графический роман 101 далматинец. Детский графический роман Твердый переплет

Мышление современных детей и подростков часто называют «клиповым». Это значит, что они привыкли к непрестанно сменяющим друг друга фактам и воспринимают мозаику из разрозненных фрагментов информации как нечто само собой разумеющееся, как нормальную картину мира. Воспринимая реальность через разнообразные видеоряды и обрывки новостей, такие дети уже не могут прочитать классический роман. Предложения в нем слишком длинные, большинство понятий — давно устаревшие, а действие разворачивается слишком медленно.

Графические романы и комиксы становятся в таких условиях более безопасной альтернативой традиционному чтению. Информация в них подается маленькими порциями, а понять, что происходит, можно при помощи красочных иллюстраций. Многие произведения классики сейчас переводят в этот формат, и многим он приходится по душе больше, чем те же аудиокниги.

Юлия Андреевна Старостина, возрастной психолог, сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук:

Сейчас, помимо книг, много источников другого формата, и можно получить нужную информацию, не утруждая себя: для этого, например, существуют подкасты и видео-блоги. А увлечение школьников комиксами и графическими романами — это как ступенька к более серьезным произведениям. И мне кажется, они не смогут полностью вытеснить традиционную художественную литературу.

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79561  книгу
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79561  книгу

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации