У вас возникало такое чувство, что ещё немного, и дети совсем перестанут интересоваться книгами? Нынешние школьники просто жить не могут без социальных сетей и смартфонов, а вот без внеклассного чтения многие из них прекрасно обходятся. Современный ребенок другой, но значит ли это, что чтение ему больше не нужно?
Всему свое время
Сказочная азбука Твердый переплет ₽Вы не поверите, но отсутствие интереса к чтению до 6-8 лет считается абсолютно нормальным! До 4-5 лет ребенок познает мир не через образы и символы, а через действия с предметами. Годовалый ребенок уже может прекрасно ориентироваться в пространстве квартиры, ему может нравиться играть с буквами из дерева, пластика и мягкого флиса. Но пока не сформируется образное мышление, буквы и цифры так и останутся для него просто бессмысленными предметами и картинками, которые он будет узнавать и показывать по просьбе взрослого, в надежде на похвалу или улыбку.
Можно пытаться выучить буквы (и даже цифры!) хоть в первые месяцы после рождения, но это ничего не даст крохе, ведь прежде чем научиться читать, необходимо решить другие возрастные задачи. До трех лет лучше всего работать над словарем: чем больше предметов ребенок сможет правильно назвать, тем лучше. Знания о том, что кошка говорит «мяу», а собака «гав», снег «холодный», а пирог «горячий», в этом возрасте просто бесценны. В дошкольном возрасте очень важно, чтобы занятия были недолгими, игровыми и проходили тогда, когда ребенок к ним действительно готов.
Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова:
Когда ребенок нагружен занятиями, заболел или переутомился, освоение любого навыка идет сложнее. Организм человека устроен мудро, и перегруженные дети иногда начинают просто болеть, чтобы от них «отстали». Сейчас всё чаще к нам обращаются дети с трудностями в освоении навыка чтения. И в целом наблюдается рост трудностей в обучении, причем не только в нашей стране. Исследователи связывают это с ухудшением экологии, увеличением нагрузок на ребенка и, конечно, «бумом» раннего обучения, который у нас начался ещё в 90-е.
Можно научить ребенка читать за два-три месяца в возрасте 6-7 лет или потратить годы на этот же процесс в более раннем возрасте.
Вдохновляйте личным примером
Когда в доме любят читать, то и книги всегда под рукой. В таких семьях родители и сами не помнят, в каком возрасте их чадо прочитало свою первую сказку, потому что малыш может в любой момент пойти и взять понравившуюся книгу с полки. Наблюдая за читающими взрослыми, дети хотят им подражать. А если в семье принято обсуждать прочитанное, то это только дополнительная мотивация для того, чтобы поскорей научиться делать это самостоятельно.
Главное показать, что взрослому нравится процесс общения с книгой, а приемы вовлечения могут быть разными: не дочитать книжку и «забыть» её на видном месте или попросить ребенка о помощи, потому что «устали глаза». Читать ребенку и с ребенком можно и нужно до тех пор, пока он сам не захочет справляться без вашей помощи. Или пока у него не сформируется собственный читательский вкус, который может и отличаться от вашего.
Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающее обучение):
Дети сейчас читают меньше, прежде всего из-за большей доступности компьютерных игр и различных гаджетов. Родители могут постараться оттянуть момент их знакомства с цифровыми устройствами и гаджетами, чтобы потребность в видеоиграх возникла как можно позже. Мультфильмы можно хотя бы частично заменить диафильмами со статичной картинкой и текстом, который хорошо читать вместе с ребенком.
Читайте вместе!
То время, которое ребенок проводит в совместных играх с родителями, само по себе благотворно влияет на те характеристики чтения, которые появятся ближе к 6 годам. А начинать знакомство с книгой можно, как только кроха научится сидеть и концентрировать взгляд: рассматривать картинки, называть предметы, обогащая словарный запас. И, конечно, читать детские стихи, прибаутки, потешки. Если в дошкольном возрасте ребенок не выучил ни одного стихотворения или песенки, ему будет трудно выучить белый стих в старших классах, потому что пропущен этап привыкания к ритму, который присутствует в любой речи, будь то поэзия или проза.
Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова:
У подросших детей любовь к чтению обычно начинается с первой любимой книги. Самое сложное — найти эту книгу. Это не обязательно должна быть классическая литература XIX века. Это могут быть детективы, фэнтези или даже комиксы. Ребенок будет запоминать эти истории и рассказывать в компании, тем самым удовлетворяя еще и потребность в общении. При этом надо понимать, что младшим школьникам и подросткам интересны разные книги. Мальчикам и девочкам, как правило, тоже. Основная задача родителей здесь — давать широкий выбор и смотреть, что получается, а что нет. Но важна и школьная среда: читают ли одноклассники вашего чада, не осуждают ли такой досуг в классе.
Главное — мотивация, а не техника!
Школьники "ленивой мамы" Аудиокнига 419 ₽ На ЛитресШкольная программа и общие для всех детей стандарты вынуждают учителей гнаться за такими показателями, как «скорость чтения», в то время как большая часть проблем с чтением у школьников заключается в недостаточной мотивации. Часто к началу обучения дети не испытывают самой потребности в чтении.
Если подросток терпеть не может книги, он не начнет ими интересоваться, пока не поймет, зачем ему это надо. Необходимо показать ему выгоды от чтения и создать такую ситуацию, когда читать будет нужно для чего-то другого, и потом уже привносить в процесс удовольствие. Возможно, для этого придется вместе походить по магазинам и поискать те книги, которые его действительно «зацепят». Главное не заставлять читать то, что не нравится, и подбирать литературу в соответствии с возрастом и интересами.
Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающее обучение):
Необходимо учитывать, что потребность в чтении может возникать в разном возрасте. У одних она созревает уже в три года, а у других — только в девять лет. А школа — это «прокрустово ложе», в которое уложили всех. И когда дети сталкиваются с неуспехом в школе, а родители не знают, что с этим делать, школьники начинают избегать самого факта чтения.
Как только ребенок начал говорить и активно двигаться (т.е. от 2-х до 3-х лет), уже можно сходить к нейропсихологу, чтобы перестраховаться: ДЦП, родовые травмы, асфиксия и даже маленький ушиб головы могут привести к задержке в развитии, особенно если пострадали лобные и височные доли.
Чтение и клиповое мышление
101 далматинец. Детский графический роман Твердый переплет ₽Мышление современных детей и подростков часто называют «клиповым». Это значит, что они привыкли к непрестанно сменяющим друг друга фактам и воспринимают мозаику из разрозненных фрагментов информации как нечто само собой разумеющееся, как нормальную картину мира. Воспринимая реальность через разнообразные видеоряды и обрывки новостей, такие дети уже не могут прочитать классический роман. Предложения в нем слишком длинные, большинство понятий — давно устаревшие, а действие разворачивается слишком медленно.
Графические романы и комиксы становятся в таких условиях более безопасной альтернативой традиционному чтению. Информация в них подается маленькими порциями, а понять, что происходит, можно при помощи красочных иллюстраций. Многие произведения классики сейчас переводят в этот формат, и многим он приходится по душе больше, чем те же аудиокниги.
Юлия Андреевна Старостина, возрастной психолог, сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук:
Сейчас, помимо книг, много источников другого формата, и можно получить нужную информацию, не утруждая себя: для этого, например, существуют подкасты и видео-блоги. А увлечение школьников комиксами и графическими романами — это как ступенька к более серьезным произведениям. И мне кажется, они не смогут полностью вытеснить традиционную художественную литературу.