Позиция редактора в модном издании — настоящая мечта для многих начинающих журналистов. Еще бы! Посещение fashion-показов, встречи со знаменитостями, путешествия — все это не может не привлекать. Однако нередко новички в профессии плохо представляют себе специфику работы в глянце. Стася Соколова, в послужном списке которой сотрудничество с Vogue, Glamour, Bravo и многими другими популярными медиа, написала целое руководство о том, как научиться брать интервью, создавать модные обзоры и писать новости о мире шоу-бизнеса.
Мы составили несложную памятку по ее книге.
-40% Как стать лучшим редактором глянца и медиа. Самоучитель от экс-редактора Vogue Электронная книга 168 ₽ 279 ₽ -40% На Литрес
Брать пример
Манера письма не появляется по мановению волшебной палочки: многие журналисты тратят месяцы, а иногда и годы, прежде чем отыскать свой уникальный стиль. Лучшим подспорьем в работе над собой считается чтение уже опубликованных статей маститых коллег, а временами и подражание им. В последнем, к слову, нет ничего предосудительного, ведь, не имея перед глазами яркого примера, довольно трудно разобраться, что же на самом деле хорошо, а что — не очень. Так что, если ваша мечта — работать в глянцевом журнале, заведите привычку регулярно покупать и изучать свежие номера.
«Прежде чем писать для журнала, нужно его много читать. Возьмите пять номеров и проштудируйте от C1 до C4, то есть от корки до корки. Слышите, как в голове начинают звучать голоса? Это душа журнала — его язык. Каждый раз, когда вас покидает вдохновение, вслушивайтесь в этот шепот, и дело сдвинется. Вдохновение, о котором так часто говорят, — те самые голоса. Если они звучат, начинает звучать и тема, начинает жить мысль, а это основа любой строчки»
Научиться писать новости
Малая форма журналистского искусства, с которой начинают все новички и стажеры, на деле имеет огромное значение. Не зря существует так много памяток и инструкций по написанию новостей. Стася Соколова рекомендует ответить себе всего на четыре вопроса, прежде чем приступать к работе: «В чем заключается новость?», «Почему она должна быть интересна читателю?», «В чем ее новизна?», «Почему эта новость появилась именно сейчас, а не год, два, три назад?» Если у вас нет ответа хотя бы на один из них, значит, следует провести более тщательный сбор информации.
«Все мечтают сразу писать большие статьи, а новости с презрением отвергают. Но именно новость — ключ к профессии журналиста. Рассказать историю с помощью сотни слов легко, а вы попробуйте составить рассказ из десяти! Да так, чтобы никто не зевал. Проверочное чувство: если вам не нравится писать новости, значит, они у вас не получаются. Цель: щелкать их, как вундеркинд — задачки»
Помнить о композиции статьи
Любой материал, будь то модный обзор или тематическая подборка косметических средств, требует серьезного подхода. Чтобы ваш текст был интересен читателю, необходимо помнить несколько несложных правил композиции статьи, а именно: не забыть о вступлении, продумать основную часть и не ошибиться с заключением. Общий облик материала — это ваша визитная карточка. Кроме того, не упускайте возможности разбивать большие пласты текста на подразделы — так читателям будет проще воспринимать вашу статью.
«Почему так важно разбивать текст на главы (хотя бы в голове во время работы)? Потому что большой кирпич текста мешает увидеть неясность мысли. А если разбить его на части, проще анализировать: похоже ли вступление на вступление, а финал на финал? Можно ли утверждать, что в основной части тема последовательно рассматривается со всех сторон или автор только попорхал вокруг да около, а ничего дельного не сказал? Вы, наверное, думаете: неужели редактор, когда пишет статью, так четко понимает ее структуру, так подробно раскладывает пирамидку из глав-кубиков? Да, именно так»
Постичь искусство общения
Работа в модном журнале, особенно если речь идет о ведущих изданиях, это не только написание статей в уютном офисе и тестирование косметических средств. Один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист, — это умение брать интервью. Разговоры со знаменитостями нравятся читателям, а значит, вам предстоит научиться делать их максимально интересными. Если вы расположите к себе собеседника, диалог имеет все шансы стать незабываемым, притом как для звезды, так и для вас.
«Интервью — это разговор двух незнакомцев, которые встретились не по доброй воле. Одному из них нужно, чтобы другой раскрыл ему душу, другому хочется домой . Поэтому думайте не только о себе, но и о своем визави: начните с вопросов, на которые ему будет интереснее всего отвечать, а потом уже переходите к тем, ради которых вы пришли»
Доверять только экспертам и проверенным источникам
Проверять и перепроверять источники информации, а также каждый факт, упомянутый в статье, — главное правило журналиста. Одна незначительная ошибка вполне может стоить вам репутации, а иногда и рабочего места. Так что, прежде чем выпускать материал, удостоверьтесь, что все описанное в нем соответствует действительности. Кстати, чтобы быть до конца уверенным в приведенных фактах, посоветуйтесь с экспертом в той области, о которой пишете, — это сделает ваш текст не только компетентным, но еще и уникальным.
«Пишете о суши? Позвоните японисту. О материнстве? Педиатру. Или же выберите пять-десять источников, которым доверяете, и сверяйтесь только с ними. Кому можно доверять в интернете? Профессионалам. То есть cайтам газет и журналов с безупречной репутацией. А вот к информации на развлекательных русскоязычных сайтах относитесь с огромным подозрением — как правило, у них нет прямого доступа к ньюсмейкерам вроде парижских дизайнеров и голливудских артистов, поэтому они переводят и, обычно не проверяя, перепечатывают новости с других ресурсов»
***
Еще больше советов для начинающих журналистов можно найти в книге Стаси Соколовой «Как стать лучшим редактором глянца и медиа. Самоучитель от экс-редактора Vogue». Не упустите возможность прокачать свои профессиональные навыки и стать на шаг ближе к работе мечты.