Его пугающие истории и сюжеты, которыми читатели делятся в социальных сетях, часто принимают за правду. Ведь в книгах Влада Райбера мистика вплетена в повседневность, а жуткие создания обитают в узнаваемых местах: панельных домах, детских площадках, летнем лагере или у труб теплотрасс.
-22% Плюшевая голова 643 ₽ 825 ₽ -22% В корзину
За годы работы писатель выстроил свою вселенную, объединяющую городские легенды, распространенные страхи подростков и взрослых и истории, знакомые с детства. Книги Влада Райбера затягивают в свое пространство с первых страниц и не выпускают обратно, прямо как поезд из сборника «Плюшевая голова», который едет в никуда. Как устроен созданный автором мир и в каком порядке читать его книги, рассказываем в нашем материале.
Кто такой Влад Райбер?
Влад Райбер — популярный автор хорроров с преданным фандомом. Чтобы оценить его масштаб, достаточно сходить на любую встречу с писателем. Влад рос на книгах и фильмах, хорошо знакомых поколению 1990-х.
«Все началось с простеньких детских страшилок, которые рассказывали в лагерях и школах: „Гроб на колесиках“, „Черная простыня“, „Красная рука“... Любил и русские страшные сказки о мертвецах.
Когда стал чуть постарше, начал читать подростковые книжки. У „Эксмо“ в начале нулевых выходила замечательная серия „Страшилки“. Помню, что моей любимой книгой была „Ночь рождает чудовищ“ Виталия Сенькова. История о том, как в обычной школе учителей заменили страшные ведьмы. В тринадцать лет перечитывал эту книгу множество раз. Обожал рассказы Роберта Стайна. Любимая книга — „Добро пожаловать в мертвый дом“.
Одновременно с этим читал и взрослые книги. Того же Стивена Кинга: „Сияние“, „Кладбище домашних животных“. Пусть мне и не нравились „взрослые проблемы“, они казались непонятными. Про подростков было читать интереснее.
В раннем детстве, в 90-е, смотрел ужастики по телевизору. В те времена родители еще не умели отличать, что можно видеть детям, а что нет. Поэтому „Кошмар на улице Вязов“, „Зловещие мертвецы“ и „Зубастики“ нам смотреть не запрещали. А потом эти фильмы обсуждал весь детский сад, наряду с мультсериалом „Аладдин“ и кукольным шоу „Улица Сезам“. Вот такие были интересные времена».
Влад Райбер
В 2025 году писатель со сборником «Плюшевая голова» стал лауреатом премии «Эксмо.Дебют» в номинации «Подростковая литература / Литература для молодых взрослых (Young Adult)».
Иллюстрация на форзаце книги «Летний лагерь»
В каком порядке читать книги Влада Райбера?
Книги Влада Райбера — романы в рассказах, где отдельные истории постепенно объединяются в один сюжет. При этом в самих сборниках можно найти ниточки, которые сплетают их в единый причудливый мир.
Сам автор подчеркивает, что начинать знакомство с его творчеством можно с любой из книг, поскольку его вселенная — пазл, где каждая книга — деталь. Все они самостоятельные завершенные истории. Но правильная последовательность, позволяющая постепенно погрузиться в контекст, такая:
-
«Плюшевая голова»
Перед читателями оказывается дневник Артура Глаголева — молодого человека, который однажды столкнулся с потусторонним созданием и начал собирать истории о необъяснимом.
-
«Летний лагерь»
В летнем лагере будто по воле судьбы оказываются те, кто пережил кошмар наяву: побывал в проклятом месте или встретился с монстром лицом к лицу.
-
«Плачущий монстр»
Воспоминания охотника на нечисть, в которых переплетаются его и чужие истории о столкновении с чудовищами.
-
«Потусторонний город»
Сборник, который знакомит с мрачными тайнами Северной столицы.
-
«Кошачья маска»
Прямое продолжение «Плюшевой головы», которое еще готовится к печати.
Внутреннее оформление книги «Летний лагерь»
Внутреннее оформление книги «Летний лагерь»
Внутреннее оформление книги «Летний лагерь»
Почему книги Влада Райбера такие популярные?
Магия книг Влада Райбера в том, что каждый находит здесь что-то свое. У автора и его аудитории один культурный код и опыт взросления в постсоветском пространстве. Благодаря этому от образов и локаций в его книгах становится не только жутко, но и тепло. На основе стандартного пейзажа за окном в спальном районе или картинок, которые можно встретить в интернете, он создает истории, пробирающие до мурашек.
«Я из многодетной семьи, к тому же моя мама была педагогом, и нашей семье часто выдавали путевки в летние и зимние лагеря. Конечно, у меня осталось много ярких воспоминаний: новые друзья, игры, веселье, страшилки у костра и в комнате после отбоя.
Около года назад, вспоминая детство, я решил посмотреть в интернете: а как сейчас дела в тех лагерях? Что там изменилось, что стало нового?
И меня удивило, когда я узнал, что большинство тех лагерей давно закрыты и заброшены. В сети нашлось множество фотографий полуразрушенных корпусов и выцветших площадок. Наше детство закончилось, и знакомые места будто померкли за ненадобностью.
Это выглядело жутко и печально. Тогда мне и пришла идея воссоздать свои воспоминания в книге „Летний лагерь“. Хотелось бы написать ее продолжение. Но это пока только в планах».
Влад Райбер
Поэтому не удивительно, что книги автора находят отклик и у тех, кто, как и он, рос в 1990-е годы, и у более молодой аудитории.
Из чего состоит вселенная ужасов Влада Райбера?
Р. Л. Стайн строил свои «Ужастики» на западной поп-культуре и страхах, понятных жителям одноэтажной Америки. Мир Влада Райбера основывается на нашем культурном коде.
Иллюстрация на форзаце книги «Потусторонний город»
Отсылки к классике и современной культуре
Например, истории из сборника «Плачущий монстр» вдохновлены рассказом Саши Черного «Лаз в углу двора» и легендами о магических созданиях, исполняющих желания не так. А рассказ «Плюшевая голова» — мрачное переосмысление старого советского мультика Владимира Сутеева «Волшебный магазин».
Городские легенды
В каждом городе и регионе существуют свои страшилки. Одни идут из местного фольклора, другие — позаимствованы из новостей, третьи и вовсе приходят с интернет-форумов. Влад Райбер прекрасно чувствует эти истории и на их основе создает свои, как, например, «Ничейный этаж» из сборника «Плачущий монстр».
«Однажды я видел такой в старой панельке, где оказался случайно. Целый этаж, где все три двери от застройщика, старые звонки, никаких проводов интернета и пыльные счетчики. Это было так дико: дом стоит несколько десятилетий, а на целом этаже будто никто никогда не жил. Эта картина стала для меня неразгаданной тайной. А рассказы про „ничей этаж“ — это мое фэнтезийное предположение на тему: что это все-таки было?»
Влад Райбер
Сам писатель среди любимых городских легенд выделяет две. Одну — о гигантских крысах-мутантах из метро Санкт-Петербурга, а вторую — из его родного города Красноармейска Московской области:
«Есть там у нас садовое товарищество под названием „Русаль“. И в народе говорят, что название от слова „русалки“. Дорога к СНТ тянется вдоль реки и якобы там нельзя ходить в ночь на Иван Купала. Иначе русалки схватят за ноги и утянут на дно. Помню, в детстве даже днем боялся ходить по этой тропинке рядом с рекой. Представлял, как из воды вылезают бледные женские руки и тянутся ко мне...»
Иллюстрация на форзаце книги «Плачущий монстр»
Распространенные страхи
Все мы чего-то боимся, но некоторые страхи встречаются чаще других. На их основе Влад Райбер и создает своих монстров. Так, Цапка из «Плюшевой головы», которая боится света и поджидает в тени, — это страх темноты. А Скрученный — человек с многочисленными переломами костей — это страх травм и их последствий.
«А Чердачную чертовку я придумал, когда лежал ночью в кровати в старой гостинице и разглядывал трещину на потолке. Представлял, что эта трещина разверзнется, и из нее покажутся жуткие глаза. Вот так рождаются мои чудовища».
Влад Райбер
Как и каждая тьма, пугающая вселенная, где вылазка к заброшенному вагону может стать билетом в один конец, а между корпусами летнего лагеря бродит страшная фигура в черном плаще и маске зайца, манит к себе. Ведь она позволяет пережить сильные эмоции, оставаясь в безопасности. Поэтому каждую новую книгу Влада любители ужастиков ждут с большим нетерпением.
На книги Влада Райбера действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ.