Карлос Фуэнтес (1928 — 2012) — классик мексиканской литературы XX века. Всемирная известность пришла к нему после публикации романа «Смерть Артемио Круса», в основе которого лежит история бывшего соратника Панчо Вильи. По сюжету книги после прихода к власти вчерашний революционер отступается от своих принципов, начинает стремительно обогащаться и становится крупных магнатом (то есть тем, с кем некогда сам призывал бороться). Процесс идеологического и нравственного преломления человека, описанный автором, оказал существенное влияние на развитие латиноамериканской прозы второй половины прошлого столетия.
Другими знаковыми произведениями Фуэнтеса стали «Старый гринго» (посвящен последним дням жизни американского писателя Амброза Бирса), «Спокойная совесть» и «Инстинкт Инес».
Мы отобрали семь цитат из его книг:
Истинная граница — у каждого своя, внутри себя. «Старый гринго» |
Никого нельзя любить без причины. Родная кровь — не причина. Единственная причина — кровь, дорогая тебе без причины. «Смерть Артемио Круса» |
Женщины меняются скорее, чем мужчины, словно с целью компенсировать более раннюю половую зрелость, не только физическую, но и ментальную, интуитивную... Женщина значительно быстрее и больше узнает про жизнь, чем ленивый мужчина, который не торопится расстаться с детством. Вечный подросток или, хуже того, постаревший ребенок. На свете очень мало незрелых женщин и очень много детей, прикидывающихся мужчинами. «Инстинкт Инес» |
Музыка находится где-то посередине между природой и Богом. «Инстинкт Инес» |
Революция начинается на полях сражений, но как только она изменяет своим принципам — ей конец, если она даже будет еще выигрывать сражения. «Смерть Артемио Круса» |
Судьба других людей — любимая тема бесед в провинции. Если речь идет о судьбе, на которую можно повлиять, интерес удваивается. Если же доступная влиянию судьба — это судьба подростка, интерес превращается в долг. А если у этого подростка строптивый характер, долг разрастается до масштабов крестового похода. «Спокойная совесть» |
Все мы одновременно жертвы и палачи той краткосрочной памяти, которая длится не больше тридцати секунд и позволяет нам продолжать жить, не становясь заложниками обстоятельств окружающей жизни. А долговременная память подобна замку из огромных камней. И тогда один лишь символ — сам замок — воскрешает в памяти все, что за ним стоит. «Инстинкт Инес» |