Нас обманывают. Ежедневно в магазинах, рекламных объявлениях и на работе мы получаем информацию, не соответствующую действительности. Но кто в этом виноват: маркетологи, норовящие продать товар подороже, или собственный мозг? Вся проблема в том, что мы готовы быть обманутыми, и оптические иллюзии, с которыми работает наша психика, только способствуют этому. Но, как говорится, предупрежден — значит вооружен. В книге «Лайфхакер. Ловушки мышления» рассказано о том, какие капканы расставил нам собственный мозг, как их обойти и заставить работать на себя.
-40% Лайфхакер. Ловушки мышления. Почему наш мозг с нами играет и как его обыграть Аудиокнига 372 ₽ 619 ₽ -40% На Литрес
Мы никогда не бываем объективны
Наша голова полна идеями и ожиданиями, которые и диктуют соответствующее поведение. Веря в собственную правоту, мы всегда стараемся найти ей подтверждение, а факты, опровергающие наши чаяния, игнорируем. Простой пример — убежденность некоторых людей в преимуществах альтернативной медицины.
«Человек, который верит в гомеопатию, будет искать лишь доказательства ее пользы. Он начнет всеми силами избегать тех людей и ту информацию, которые утверждают обратное. Затем он найдет группу единомышленников и будет интересоваться только историями людей̆, „которым помогло“. Аргументы против останутся вне его поля зрения»
Мы лучше относимся к красивым людям
Увы, это так. Человек, при рождении выигравший в генетическую лотерею, кажется нам и умнее, и интереснее, и талантливее остальных. С этим можно поспорить, мол, как же анекдоты про глупеньких красавиц-блондинок? Однако, как бы мы ни издевались над теми, чьей внешности, может быть, даже завидуем, выбор все равно сделаем в их пользу.
«В мозгу человека 30% всех нервных клеток коры заняты обработкой зрительной информации. У нас есть специальные нейроны для распознавания лиц, и они срабатывают за шестую долю секунды. С такими мощными инструментами неудивительно, что при оценке людей мы полагаемся прежде всего на их внешность. Эта особенность приводит к ошибкам в выборе друзей, партнеров и сотрудников, и происходит это благодаря эффекту ореола»
Мы можем похудеть только благодаря размеру тарелки
И это чистая правда, которой мы обязаны ряду оптических иллюзий. Так, мы не всегда правильно оцениваем расстояние до того или иного объекта, можем ошибиться в объеме или цвете. Например, многие из нас хорошо знают, что черное стройнит, а белая одежда, наоборот, визуально увеличивает размер. Разобравшись в том, как взаимодействуют наши глаза и мозг, мы можем заставить иллюзии работать на нас.
«Люди часто переоценивают количество пищи, необходимой для насыщения. На маленьких тарелках, в соответствии с иллюзией Дельбефа, то же количество еды смотрится солиднее. В итоге человек накладывает меньше и не объедается»
Мы повышаем собственный уровень тревожности, не доверяя статистике
Никогда не задумывались, почему некоторые из нас боятся летать на самолетах и ездить в лифтах, но спокойно перебегают дорогу на красный свет, тревожатся по поводу очередного вируса, но не готовы делать прививки и курят одну сигарету за другой, провоцируя рак? Все дело в том, что мы больше доверяем собственному опыту, ажиотажу СМИ или отзывам друзей и знакомых, а не холодным цифрам статистики.
«Недооценка статистической информации может сделать человека чересчур мнительным. Боязнь летать на самолете или ужас от навязчивой̆ мысли, что в автобусе окажется бомба или водитель уснет за рулем, способны серьезно повлиять на психику. Это заставляет страдать от тревожности и стресса. А постоянный̆ страх, что именно вы подхватите редкую и тяжелую болезнь, может привести к ипохондрии»
Наш выбор всегда кажется нам лучше, даже если это не так
Замечали ли вы, что товар в магазине, выбранный из нескольких похожих вариантов, через полчаса после покупки начинает нравиться вам больше, нежели все то, что осталось на полке? Причем радость и уверенность в себе тем сильнее, чем серьезнее выбор и чем меньше различий было между объектами. Это объясняется эффектом «искажения сделанного выбора».
«Автор эксперимента, профессор Джек Брем, предположил, что это происходит из-за когнитивного диссонанса. После принятия решения человека одолевают сомнения, потому что у выбранной вещи тоже есть недостатки, а у отвергнутой — преимущества. Он испытывает психологический дискомфорт, боится, что выбрал не то. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, человек ищет подтверждение тому, что все сделал правильно. И, конечно, находит его. <...>
Нет ничего плохого в том, что вам нравится ваш выбор. <...> Просто признайте тот факт, что у отвергнутой вещи, специальности, отношений тоже есть свои преимущества, а у выбранных вами — недостатки. Это поможет вам отказаться от убеждения „свое априори лучше чужого“ и не держаться за то, что требует изменений»