Встречи с авторами Подбор подарка
22 мая, 2025

Большевики и казаки: мужские образы в романе «Тихий Дон»

Рассказываем о характерах Григория Мелехова, Мишки Кошевого и других персонажах романа

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Большевики и казаки: мужские образы в романе «Тихий Дон»

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

Роман-эпопея Михаила Шолохова — это не просто история казачьей семьи на сломе эпох, а целая галерея различных народных образов. Когда-то мы рассказывали о судьбах и характерах женщин «Тихого Дона», настал черед и для мужчин. Герой или злодей Григорий Мелехов, погибла ли душа Мишки Кошевого и такой ли мудрый старец Пантелей Прокофьевич? Об этом читайте в нашем материале.

Григорий Мелехов

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

Главный герой романа. В начале повествования ему нет и двадцати лет, и поэтому он остается на хуторе, когда тридцать молодых казаков, в том числе и муж Аксиньи Астаховой, уходят на военные сборы. Григорий хорош собой и очень похож на отца и бабку-турчанку:

«На полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое...»

Звериные метафоры будут сопровождать образ Григория на протяжении всего романа. Герой «по-волчьи» скалит зубы, Аксинью он подхватывает на руки, как «кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу», «по-волчьи» он улыбается и Наталье. Вместе с тем в нем много детских черт, а «качество детскости», по мнению доктора филологических наук Нины Дворяшиной, Шолохов ценил «как в отдельном человеке, так и в народе».

Тихий Дон (комплект из 2-х книг) Тихий Дон (комплект из 2-х книг) Михаил Шолохов

Автор показывает читателям, как «в скупые отрывочные воспоминания войны», которые преследуют героя, «тонкой голубой прядью вплетался какой-нибудь далекий случай из детства». Сам Григорий «в глупой, ребячьей наивности» верит, что стоит вернуться домой и сменить «шинель на зипун», как жизнь наладится. Вообще детство кажется ему «голубым солнечным днем», а воспоминания о ранней поре жизни помогают переносить тяготы жизни взрослой.

Шолохов рассказывает нам о судьбе неординарной личности в страшную эпоху перемен: Григорий храбро сражается во время Первой мировой войны, затем примыкает к большевикам, разочаровывается в новой власти и восстает против нее. Невозможность простого выбора, попытки осознать происходящее и ошибки героя заложены в конфликт произведения. В восьмой части, достаточно навоевавшись и потеряв любимую женщину, он топит оружие и возвращается в родной хутор к сыну.

Мечется Григорий и между двумя женщинами. Унаследовав внешние черты от бабки, характер он перенял от деда. Но, в отличие от Прокофия Мелехова, который ради любимой решил жить на отшибе и порвать отношения с отцом, Григорий принял волю родителей. Те, чтобы отвадить сына от замужней Аксиньи, женят его на нежной и стыдливой Наталье, которая после нескольких лет несчастливого брака погибает, сделав неудачный аборт.

Анализируя свадьбу Григория и Натальи, кандидат филологических наук Наталья Балашова вспоминает о более раннем эпизоде с гибелью утенка:

«Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь перерезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще лапок».

В свадебных песнях и обрядах невеста часто выступает в роли серой уточки или лебедицы, так что исследовательница считает этот эпизод пророчеством ко всей несчастной семейной жизни Григория и Натальи.

Возможно, гибель утенка можно трактовать и шире: Григорий, от природы не кровожадный, по воле обстоятельств наломал много дров и сгубил много жизней. Есть ли в этом его вина? И да, и нет.

Пантелей Прокофьевич 

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

«Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой. Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа. С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки».

Несмотря на серьезную роль патриарха семьи Мелеховых, Пантелей Прокофьевич — персонаж скорее комический и фольклорный, чем героический. Сказочных мотивов в его образе более чем достаточно. Так, герой был рожден недоношенным, и только через месяц, убедившись, что мальчик выжил, бабушка его крестила: сюжет, когда герой подвергается опасности с самого рождения, типичен для многих мифов и сказок, значит персонажа ждет большое будущее!

Пантелей Прокофьевич хром, и тут можно вспомнить одновременно и Илью Муромца, который пролежал на печи «тридцать лет и три года» и чудесно излечился (Мелехов-старший совершенно забывает про свою хромоту перед лицом опасности), и «хромого» черта. «Бесом» и «чертом» героя нередко называют и родственники, и соседи.

Тихий Дон. Шедевр мировой литературы в одном томе -20% Тихий Дон. Шедевр мировой литературы в одном томе Михаил Шолохов 2067 ₽ 2595 ₽ -20% В корзину

На нечистую силу намекает и расположение дома Пантелея Прокофьевича. Его дед отселил отца, Прокофия Мелехова, на «отшиб у Дона», где тот и жил сначала со своей женой-турчанкой, а после «бирюком». В этом же доме поселился и Пантелей Прокофьевич после возвращения отца с каторги. В народных поверьях дома на окраине связывали с колдунами и людьми, часто сношающимися с «чужим» миром.

Намеки на чертовщину в характере Пантелея Прокофьевича и сказочно-богатырские мотивы только добавляют комичности его образу. Он «по-кочетиному» поджимает хромую ушибленную ногу, когда сватает Наталью за Григория. Этот эпизод, кстати, тоже может служить предвестником несчастья: согласно поверьям, споткнуться о порог на сватовстве или свадьбе — к беде для молодых. В отличие от младшего сына, Мелехов-старший не геройствует во время войн и убегает с поля битвы первым.

«Когда тут хромать? Тут, братец ты мой, уж не до хромоты!.. Смерть в глазах, а ты про ногу гутаришь...», — признается он Григорию.

Однако трусость не мешает ему хвастаться своей удалью:

«И польщенный в отцовских чувствах Пантелей Прокофьевич охотно согласился: — И не говори! Таких сынов по свету поискать! Полный бант крестов, это как, шутка? Вот Петро, покойничек, царство ему небесное, хотя он и родной сын был и первенький, а все не такой! Уж дюже смирный был, какой-то, чума его знает, недоделанный. Душа у него под исподом бабья была! А этот — весь в меня! Ажник превзошел лихостью!»

В образе Пантелея Прокофьевича много противоречивых черт. Он — ярый приверженец старины, домашний тиран, не считающийся с мнением родных, тем более жены.

«Сам паскудничал, а на мне зло срывал. Прийдет, бывало, на заре, закричу горькими слезьми, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо, ходила», — вспоминала Василиса Ильинична.

При этом полюбил Наталью как дочь и всеми силами пытался скрасить положение невестки. Он искренне привязан к дому, земле и хозяйству, но был мобилизован и умер на чужбине, так и не увидев оставшихся в живых родных.

Петр Мелехов

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

«Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Именно сходство с матерью можно взять за точку отсчета при анализе образа Петра. Твердый в своих убеждениях, он, в отличие от младшего брата, не мечется между белыми, красными и казаками. Честолюбивый и мечтательный, он воспринимает Первую мировую войну как способ подняться по карьерной лестнице:

«Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни...» 

Тихий Дон (комплект из 2 книг с полусупером) -20% Тихий Дон (комплект из 2 книг с полусупером) 1503 ₽ 1887 ₽ -20% В корзину

Петро подлизывается к начальству, «выбивает» себе кресты, но при этом оказывается смелым и честным воином, когда защищать приходится уже свой дом. В отличие от отца, колотившего мать без вины, старший из сыновей Мелеховых, имеющий, по казачьим обычаям, полное право проучить неверную Дарью, этого не делает и сносит обиды от любимой женщины.

Если брать «детскость» как маркер положительного героя, то Петро — один из самых симпатичных персонажей «Тихого Дона», пусть и со своеобразным чувством юмора:

«Петро, крепко любивший детишек, кормил Мишатку; балуясь, мазал ему кислым молоком щеки и нос.
— Дядя, не дури!
— А что?
— На что мажешь?
— А что?
— Я маманьке скажу!
<...> Петро довольно хохотал и снова потчевал племянника: ложку — в рот, другую — на нос.
— Чисто маленький... связался, — бурчала Ильинична.
Дуняшка, подсев к Григорию, рассказывала:
— Петро — ить он дурастной, завсегда выдумывает...»

Степан Астахов

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

«Высокий, крутошеий и статный Степан невесте понравился, на осенний мясоед назначили свадьбу. <...> Свекровь, высокая, согнутая какой-то жестокой бабьей болезнью старуха, на другой же день после гульбы рано разбудила Аксинью, привела ее на кухню. <...> В этот же день в амбаре Степан обдуманно и страшно избил молодую жену. Бил в живот, в груди, в спину; бил с таким расчетом, чтобы не видно было людям. С той поры стал он прихватывать на стороне, путался с гулящими жалмерками, уходил чуть не каждую ночь, замкнув Аксинью в амбаре или горенке».

Как и Аксинья, Степан — жертва жестоких и устаревших традиций. Тех же, которые рано состарили Ильиничну и погубили ее свекровь — пленную турчанку. Степан любит жену «тяжкой, ненавидящей любовью» и искренне считает ее девичий «позор» ее же виной и своей обидой. Напомним, что Аксинью изнасиловал собственный отец, предварительно связав ей руки. А суровое воспитание Степана, которому, в отличие от Петро, видимо, страшно прослыть «бабой» (в начала романа Степан и Петро — друзья), не позволяет ему пожалеть и принять жену.

Тихий Дон. Том I -16% Тихий Дон. Том I Михаил Шолохов 759 ₽ 900 ₽ -16% Предзаказ

Жизнь ломает Астахова по-своему. Он отчасти разочаровывается в товарищах-казаках, которые бросили его умирать («немцы вылечили, послали на работу»), но, как и семья Мелеховых, любит землю, скучает по дому и возвращается после плена, несмотря на налаженную жизнь в Германии.

Это возвращение хуторяне воспринимают как воскресение: героя давно считали погибшим. Впрочем, здесь Шолохов тоже обыгрывает сказочно-мифологический мотив путешествия на тот свет. Степан уже не кажется прежним, он более интеллигентный, спокойный и... равнодушный. Осознав, что вернувшаяся к нему Аксинья снова тянется к Григорию, он уходит с казаками в отступление, а потом уезжает в Крым, где следы Степана и теряются.

Мишка Кошевой 

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015

«Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

Тихий Дон. Том II -16% Тихий Дон. Том II Михаил Шолохов 759 ₽ 900 ₽ -16% Предзаказ

Этот герой, пожалуй, один из самых загадочных и сложных персонажей «Тихого Дона». Мишка — друг Григория — проникается идеями Штокмана еще до Первой мировой войны, однако затем превращается не просто в борца за права обделенных, а в жестокого карателя, который без угрызений совести убивает Петра — брата своего бывшего друга — и беззащитного деда Гришаку.

Большевик Мишка получился настолько неприглядным, настолько расходящимся с советской идеологией, что роман с таким героем могли просто не опубликовать. Именно поэтому Шолохову всеми силами пришлось убеждать читателей, что душа Кошевого не погибла до конца. Герой любит свой «цветок лазоревый» Дуняшку; его, как может, старается простить Ильинична и, самое главное, он не потерял своей детскости, а жизнь пробуждается в нем, когда он смотрит на Мишатку, сына Григория.

«Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза „душегуба“ теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах рта еще долго таилась чуть приметная улыбка. Потом он переводил взгляд, и снова на лицо его тенью ложилось тупое равнодушие.

Ильинична стала исподтишка наблюдать за Кошевым и только тогда увидела, как страшно исхудал он за время болезни. <...> Чем больше всматривалась Ильинична в сутулую фигуру „душегуба“, в восковое лицо его, тем сильнее испытывала чувство какого-то внутреннего неудобства, раздвоенности. И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку — та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, — проснулась в сердце Ильиничны».

***

На все издания романа «Тихий Дон» дарим скидку 25% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82877 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82877 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Роковые красавицы и неприступные гордячки: женские образы в романе «Тихий Дон»

Роковые красавицы и неприступные гордячки: женские образы в романе «Тихий Дон»

Рассказываем о судьбах Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

От Николая Карамзина до Михаила Шолохова

7 книг о Гражданской войне в России

7 книг о Гражданской войне в России

Булгаков, Шолохов, Пастернак и другие классики о русской трагедии

Четыре экранизации «Тихого Дона»

Четыре экранизации «Тихого Дона»

Как, кто и когда снимал фильмы по мотивам великого романа-эпопеи

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Рассказываем о преступлениях против морали

«Лето Господне» Ивана Шмелёва: что нужно знать о романе

«Лето Господне» Ивана Шмелёва: что нужно знать о романе

Рассказываем об истории создания, смысле названия и многом другом

Сказки народов мира: от корейских легенд до мрачных историй братьев Гримм

Сказки народов мира: от корейских легенд до мрачных историй братьев Гримм

Лучшие сборники нашего издательства в одном обзоре

Проституция в русской литературе: как писатели говорили о «падших женщинах»

Проституция в русской литературе: как писатели говорили о «падших женщинах»

Что такое «желтый билет», почему торговля тела была легализована и как в отечественной литературе менялся образ девушки, оказавшейся на улице