Встречи с авторами Подбор подарка
28 ноября, 2023

О чем на самом деле «Хроники Нарнии»

Рассказываем о цикле Клайва С. Льюиса

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
О чем на самом деле «Хроники Нарнии»

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», 2005

«О христианстве!», — скорее всего, скажете вы. Несмотря на голливудские экранизации, красивые, но несколько далекие от мира Нарнии, а также невзирая на очарование самой вселенной Клайва С. Льюиса, многие читатели до сих пор воспринимают его повести как пересказ Ветхого и Нового Заветов. Отсылок к Библии в тексте, конечно, немало, но ими Нарния не исчерпывается, ведь, по словам литературоведа и критика Михаила Свердлова, писатель «понимал свою биографию как череду прочитанных книг и встреченных людей».

Какие это книги, разбираемся в нашем материале.

Античность

Она растворена в «Хрониках...» и напоминает о себе фавнами (мистер Тумнус — первый, кого Люси Певенси встретила в Нарнийском лесу), кентаврами, дриадами, тритонами и даже минотаврами, почему-то сражающимися на стороне добра.

Конечно, в тексте есть гномы, великаны и другие представителей германской мифологии, которой Льюис был очарован с самого детства, но он не «пустил» в свой текст богов Скандинавии.

Хроники Нарнии (ил. П. Бейнс) (цв. ил.) (оф. лев) Хроники Нарнии (ил. П. Бейнс) (цв. ил.) (оф. лев) Клайв Стейплз Льюис

Что же до античного пантеона, то в «Принце Каспиане» дети Певенси вспоминают, как Помона (римская покровительница древесных плодов и изобилия) помогала им сажать яблоневый сад, а позже в этой же повести мы видим шествие Вакха, менад и Силены, которое возглавляет Аслан. А Джадис, хоть и превращает неугодных ей существ в камень с помощью волшебной палочки, а не взгляда, все равно отстраненно напоминает Горгону Медузу.

Как заметил филолог и исследователь памяти Николай Эппле, «соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами». Вовлекая Античность, Льюис не только не боится осуждения, но и включает в свои тексты аллюзии, понятные далеко не всем родителям, не говоря уж о детях — главных адресатах сказки.

«Все это есть у Платона, все у Плато­на... Боже мой, чему их только учат в этих школах!» — бормочет профессор Керк в «Последней битве». А исследователи творчества писателя находят параллели между «Хрониками Нарнии» и платоновским «Мифом о пещере». Особенно ярко идеи философа проявились в «Серебряном кресле» — четвертой (согласно порядку написания) и шестой (согласно хронологии) повести цикла. Жители подземного государства, куда по сюжету попадают Юстас и Джил, так же как и обитатели платоновской пещеры, не могут отличить истину от заблуждения и сами напоминают безликие тени.

Хроники Нарнии. Начало истории Хроники Нарнии. Начало истории Клайв Стейплз Льюис

Встречаются в «Хрониках...» и идеи Гесиода. Так, гибель Чарна описывается как постепенная деградация его жителей, чье первое поколение было счастливым и добродетельным (золотой век), а последнее — кровожадным и лживым (железный век). Разница между хронологией Гесиода и Льюиса лишь в том, что у последнего отсутствует век героев, как бы стоящий особняком и ненадолго отложивший наступление губительного железного столетия.

Средневековье

Льюис, как и его друг Джон Р. Р. Толкин, преподавал в Оксфордском университете, а в 1954 году перешел на новосозданную кафедру «Литературы Средневековья и Возрождения» в колледже Магдалены в Кембридже. Разумеется, любовь писателя к медиевистике отразилась и в «Хрониках Нарнии».

Эппле приводит два примера. Первый — реминисценция к «Бракосочетанию Филологии и Меркурия» латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы в повести «Покоритель зари». Второй — сцена пробуждения природы в «Племяннике чародея», очень уж напоминающая фрагмент из «Плача Природы» Алана Лилльского.

Клайв С. Льюис

Средневековье видится и в идее космологической последовательности нарнийского цикла. Эта гипотеза, предложенная литературоведом и священником Майклом Уордом в книге «Код Нарнии», не бесспорна, но интересна и достойна хотя бы базового знакомства. Согласно Уорду, каждая повесть соответствует той или иной «планете».

Лев, Колдунья и Платяной шкаф (ил. К. Бирмингема) Лев, Колдунья и Платяной шкаф (ил. К. Бирмингема) Клайв Стейплз Льюис

Так, например, «Лев, колдунья и платяной шкаф» — это Юпитер, чьим атрибутом является поворот зимы к лету. «Принц Каспиан» — Марс, поскольку эта книга рассказывает о войне, пускай и освободительной. А «Покоритель зари» — история о путешествии на край света — олицетворяет солнце.

Кстати, эстетика Нарнии тоже близка медиевистической, вспомните хотя бы замок Кэр-Паравель с его тронным залом и гобеленами. Но это уже иное Средневековье, перепридуманное более поздними авторами.

Английская литература

Не менее, чем древние эссе и трактаты, Льюис любил художественную английскую литературу. Николай Эппле обращает внимание на связь «Хроник Нарнии» с «Королевой фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянным раем» Джона Мильтона.

Так, Белая колдунья Джадис напоминает спенсеровскую Дуэссу, а образ обезьяна Хитра из «Последней битвы» отсылает к Архимагу. Что же до параллелей с «Потерянным раем», то они легко угадываются в «Племяннике чародея».

Хроники Нарнии -44% Хроники Нарнии Клайв Стейплз Льюис 1539 ₽ 2749 ₽ -44% В корзину

Но «Хроники...» не были бы детскими книгами, если бы в них не проступал пласт литературы для юных читателей. Так, дети Певенси напоминают героев ро­манов Эдит Несбит, а говорящие животные отсылают к произведениям Беатрис Поттер и английским литературным сказкам вообще. На связь с последними указывает и множество волшебных артефактов: от «даров» Деда Мороза (да-да, Льюис называет персонажа именно Father Frost, а не Santa Claus) до предметов, которые становятся порталами в волшебную страну, например платяной шкаф, сделанный из нарнийской яблони.

Как и в мирах английской волшебной сказки, в Нарнии свой хронотоп. Время здесь движется не так, как в привычном нам пространстве, а законы физики и биологии (снова вспомним говорящих животных) действуют несколько иначе.

Дети Певенси в домике мистера Бобра. Иллюстрация к повести «Лев, колдунья и платяной шкаф»

По мнению филолога Михаила Свердлова, Льюис работал с жанром сказки не потому, что хотел заинтересовать детей, а потому, что именно эта форма оказалась наиболее органичной для его «Хроник...»

Библия

И все же центральное место в его цикле действительно занимают сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Автор «Хроник Нарнии» далеко не всегда был христианским проповедником. В девять лет он потерял мать, которая умерла от рака, а с ней — и веру в Бога. Вся его жизнь, полная испытаний, казалось бы, должна подтверждать детскую гипотезу о его отсутствии: суровый и грубый отец, Первая мировая и ранение, смерть друга и почти тридцатилетняя изматывающая связь с матерью последнего.

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», 2005

Но в 1931 году в сознании Льюиса случается переворот. Как считает Михаил Свердлов, произошло это благодаря литературе:

«Захваченный красотой христианского мифа, он с каждым годом все более осознавал противоречия между своей атеистической жизненной теорией и христианским и читательским опытом. Любимые авторы в течение 10–20-х годов XX века у Льюиса — Герберт Спенсер, Джон Мильтон, Джордж Макдональд и Гилберт Честертон, то есть те авторы, которые так или иначе связаны с христианской темой. „Христиане ошибаются, — писал он, — но все остальные скучны“. И вот третий решающий шаг, который был совершен прежде всего под влиянием книги опять-таки, „Вечного человека“ Честертона, — это шаг к христианскому мифу как правде».

Хроники Нарнии. Последняя битва -12% Хроники Нарнии. Последняя битва Клайв Стейплз Льюис 2042 ₽ 2309 ₽ -12% В корзину

В итоге «Хроники Нарнии» действительно похожи на аллегорию христианства. Сотворение волшебной страны в «Ученике Чародея» отсылает нас к созданию земного мира за семь дней. Гибель Аслана на каменном столе в повести «Лев, колдунья и платяной шкаф» — к искупительной жертве Христа. А падение Нарнии и ее возрождение в «Последней битве» — к Апокалипсису.

Реальность

До сих пор мы говорили о мире литературы, мифах и сказках. Неужели в «Хрониках Нарнии» нет ничего реального? Конечно, есть. Например, название самой Нарнии, которое Льюис подсмотрел в Атласе древнего мира. Подробнее об этом вы можете почитать в  письмах автора детям.

«Нарния» в Атласе древнего мира. Источник: Arzamas

Однако реальность в представлении Льюиса настолько мрачная, что в пространстве своей сказки он уделяет ей совсем мало внимания. В земном мире почти всегда дождь (вспомните день, когда Люси Певенси впервые попала в Нарнию), а люди черствеют и забывают об Истине. Так, например, случилось со Сьюзен, которая, по словам самого Льюиса, превратилась в «довольно глупую, самовлюбленную девушку». Она — единственная из детей Певенси, кто не погиб в железнодорожной катастрофе и не попал в Нарнию навсегда. Кстати, именно за это Льюиса обвинили в женоненавистничестве и страхе перед взрослением, среди критиков были Джоан Роулинг и Филип Пулман.

Но если со Сьюзен автор действительно обошелся несправедливо, то реальный мир, кажется, сам того заслужил. И не удивительно, что после двух мировых войн, которые выпали на долю поколения Льюиса, и самому писателю, и его читателям так хотелось укрыться в сказочной Нарнии. Сегодня, кстати, этот лайфхак как никогда актуален.

Наше новое подарочное издание поможет вам убежать от бытовых проблем в завораживающий мир. А чтобы знакомство с «Хрониками Нарнии» прошло приятнее, дарим на все книги Льюиса скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79967 книг
Опасная игра бабули
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79967 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации