Один из самых известных романов Ивана Тургенева «Отцы и дети» в свое время стал сенсацией в русской литературе и до сих пор продолжает волновать умы читателей. Сегодня многие понятные современникам автора моменты стали для публики темными пятнами.
Мы решили немного прояснить текст и рассказать о наиболее важных секретах этого произведения.
О каких «отцах» и «детях» идет речь?
Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. В романе мы видим и поколенческий, и социальный конфликты. История начинается с прибытия молодого Аркадия Кирсанова и его друга Евгения Базарова в Марьино — поместье, где живут отец и дядя Аркадия. Противоречия между старшими и младшими видны сразу. Однако, как показывает доктор филологических наук Ольга Богданова, в романе нет открытого противостояния между отцом и сыном Кирсановыми, отцом и сыном Базаровыми, а уж между отцом Базарова и Аркадием Кирсановым и вовсе складываются дружеские отношения.
И все-таки конфликт поколений полностью отрицать нельзя. Тургенев просто сглаживает его, показывая глазами тонко чувствующего и мудрого Николая Петровича Кирсанова. Сразу после очередной перепалки с Евгением он вспоминает:
«Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».
В одной из своих лекций известный преподаватель русской литературы Елена Вигдорова напоминает о финале романа, где говорится, что «у Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто». Придет время, и уже Аркадию Кирсанову придется принять эту «пилюлю» от Мити и Коли.
-22% Отцы и дети 505 ₽ 648 ₽ -22% В корзину
При этом более сложным и серьезным конфликтом, который вырисовывается в романе, становится социальный. Ольга Богданова напоминает об изменениях в системе образования, происходивших в России в ту эпоху. До времени правления Александра I оно было сословным, и в университетах могли учиться только дворяне. Император-победитель разрешил мещанам и купцам получать высшее образование в некоторых учебных заведениях, а его приемник Николай I отменил это нововведение. Однако даже этого короткого периода хватило, чтобы, как пишет Богданова, в стране «сформировался немногочисленный (на тот момент), но уверенно заявляющий о себе слой образованной, энергичной, (отчасти уже) допускаемой к участию в вопросах устройства государства разночинной интеллигенции».
Именно представители разночинцев-демократов стали так называемыми «новыми людьми» в российском обществе. К ним примкнули и молодые дворяне, по своим взглядам более радикальные, чем предыдущее поколение. Столкновение новой демократической и старой либеральной идеологий мы и наблюдаем в «Отцах и детях».
«Этот лекаришка»: почему Павел Петрович не видел в Базарове равного себе?
Не стоит забывать еще и о том, что идея романа пришла к Тургеневу, как он сам признавался, в январе 1860 года, а действие произведения начинается 20 мая 1859-го. В момент, когда Аркадий возвращается домой, вся Россия уже знает о грядущей Крестьянской реформе. Страна стоит на пороге больших перемен, которые одних пугают, других вдохновляют, но никого не оставляют равнодушным. В таких условиях конфликт Павла Петровича Кирсанова, намеренно подчеркивающего свою приверженность прежним идеалам, и Евгения Базарова, отрицающего все прежнее, еще более очевиден. Однако еще до первых словесных перепалок Кирсанов-старший видел в друге племянника человека ниже себя:
«Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».
Почему? Ведь Базаров, в отличие от многих других демократов, был дворянином. Причин тому несколько.
-22% Отцы и дети 505 ₽ 648 ₽ -22% В корзину
Семья Кирсановых косвенно связана с Базаровыми, и по ходу повествования мы узнаем, что поместья их находятся недалеко, а отец Базарова служил в бригаде деда Аркадия. Вероятно, Павел Петрович знал или догадывался, что Евгений наследует благородный титул только во втором поколении. Мать главного героя действительно была столбовой дворянкой, а вот отец приобрел дворянство только на службе. А при встрече Базаров и вовсе представляется как «Евгений Васильев», то есть на крестьянский манер — сын Василия.
Свою роль играет и внешний вид Базарова. «Этот волосатый», — презрительно замечает аккуратный и одетый по всем правилам этикета Павел Петрович. А сам Тургенев уже в начале повествования демонстрирует читателям «обнаженную красную руку» главного героя, которая, возможно, даже не знала, что такое перчатки.
Есть и третья важная причина негативного отношения Павла Кирсанова к Евгению: профессия последнего. Тут уместно вспомнить разговор Николая Кирсанова с сыном Аркадием:
«— Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.
— А! он по медицинскому факультету, — заметил Николай Петрович и помолчал. — Петр, — прибавил он и протянул руку, — это никак наши мужики едут?»
Даже благодушный и толерантный Николай Петрович в этот момент меняет тему. Почему? Дело в том, что медицина (а уж тем более анатомия) в России и Европе середины XIX века считалась делом грязным и недостойным представителей благородных семей. В Петербургском университете врачей не готовили, этим занималась Медико-хирургическая академия, исторически набиравшая учеников из семинаристов и возведенная в ранг «первых учебных заведений Империи» только при Александре I.
Что такое «нигилизм»?
Рассказывая о своем новом друге, Аркадий считает важным указать и жизненную философию Базарова.
«Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?»
Идеи нигилизма действительно ставят под сомнение, а в своей радикальной форме — отрицают общепринятые ценности, идеалы, нормы и фундаментальные понятия. В Средние века немецкий вариант этого слова — Nihilismus — использовался для обозначения некоторых форм ереси. И хотя сам термин появился в Европе XVIII века и был впервые введен Фридрихом Генрихом Якоби, считается, что эта концепция, возможно, родилась еще в раннем буддизме.
«Студент-нигилист», Илья Репин, 1883
В «Отцах и детях» Тургенев использовал термин «нигилизм» для того, чтобы описать разочарование молодого поколения идеями и прогрессистов, и традиционалистов. Неслучайно Базаров с головой уходит в изучение лягушек и не занимается политикой: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен», — констатирует он перед смертью.
После выхода «Отцов и детей» термин стал невероятно популярным. Возможно, именно потому, что роман вызвал волну критики и у «детей» — демократов, и у «отцов» — либералов.
«Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, — слово: «нигилист» уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! жгут Петербург!», — вспоминал Тургенев в эссе «По поводу „Отцов и детей“».
Как к своему герою относился сам Тургенев?
Итак, роман оказался меж двух огней. Максим Антонович, считавшийся среди современников вторым Добролюбовым, разразился статьей «Асмодей нашего времени», в которой уверял, что роман — это пасквиль на «детей» и хвалебная ода «отцам». Как вспоминал Тургенев, он получал и прямо противоположные отзывы:
«„Вы ползаете у ног Базарова!“ — восклицает один корреспондент: — „вы только притворяетесь, что осуждаете его; в сущности, вы заискиваете перед ним и ждете, как милости, одной его небрежной улыбки!“ — Помнится, один критик, в сильных и красноречивых выражениях, прямо ко мне обращенных, представил меня вместе с г-м Катковым в виде двух заговорщиков, в тишине уединенного кабинета замышляющих свой гнусный ков, свою клевету на молодые русские силы...»
Иван Тургенев. Портрет работы Ильи Репина, 1874
Как же сам автор относился к своему герою? В эссе «По поводу „Отцов и детей“» он подчеркивал, что главная характеристика этого отношения — объективность:
«Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне „Отцов“... я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!»
Базаров, прототипами которого стали сразу несколько молодых современников писателя, был как минимум интересен Тургеневу. Как считает Елена Вигдорова, косвенным доказательством этого может служить тот факт, что автор вписал Базарова в пейзаж, как он поступал со всеми любимыми персонажами. Для сравнения, Павла Петровича Кирсанова мы никогда не видим среди описания пейзажа, зато знаем все о его галстуке, манжетах и белых панталонах.
Влияние романа
Как мы уже говорили, «Отцы и дети» вызвали волну критики и... стали большим культурным событием, растянувшимся на долгое время.
-22% Отцы и дети (белая бумага) 579 ₽ 742 ₽ -22% В корзину
Если говорить о современном для Тургенева XIX веке, то не без влияния «Отцов и детей» был написан роман «Что делать?» Чернышевского, где автор дает «новым людям» еще один шанс. Произведение Тургенева стало одним из факторов, вызвавших и волну «антинигилистических романов», таких как «Взбаламученное море» Писемского, «Некуда», «Обойденные» и «На ножках» Лескова и многих других. Карикатурный образ нигилиста появляется и в «Обрыве» Гончарова. А вершиной этой волны стали «Бесы» Достоевского.
Образы, созданные Тургеневым, продолжали волновать авторов и в XX веке. Одну из своих лекций «Отцам и детям» посвятил Набоков, скептически относившийся к другим романам писателя. Много говорил о Базарове и Альбер Камю в эссе «Бунтующий человек».
До сих пор филологи, писатели и кинематографисты возвращаются к «Отцам и детям», находя в романе новые слои, идеи и подтексты.