В 2017 году рассказ Кристен Рупеньян «Кошатник» оказался одним из самых популярных материалов журнала The New Yorker. Он мгновенно стал вирусным и был переведен на несколько языков, в том числе и на русский. После такого успеха издательства тут же захотели сотрудничать с Кристен, и совсем недавно у нее вышла книга новелл «Ты знаешь, что хочешь этого», а права на этот сборник уже проданы в несколько европейских стран. Попробуем разобраться, в чем феномен популярности Рупеньян.
Ты знаешь, что хочешь этого Твердый переплет
Откровенный разговор об отношениях, сексе и власти
В интервью Егору Михайлову Кристен призналась, что в своих новеллах изучала взаимоотношения мужчин и женщин и границы их власти друг над другом. Ранее писательница работала в Бостонском кризисном центре для жертв изнасилования, и, думается, она знает, о чем пишет.
Кроме этого, она не боится говорить о «постыдных» темах. И если в наше время еще осталось что-то, что все-таки замалчивается, то Рупеньян пытается размотать этот клубочек. Так сюжет «Кошатника» о плохом нежеланном сексе оказался узнаваемым для многих женщин и вскрыл новую проблему отношения к близости: героиня не может сказать «нет», чтобы не показаться грубой и эгоистичной, а ее желания никто не спрашивает. В истории Марго и Роберта нет насилия, точно так же, как нет физического принуждения в рассказе «Плохой мальчик», ведь герой сам соглашается на опасные сексуальные игры. Но психологическое давление в обоих случаях приводит к трагическим последствиям разной степени серьезности.
Доктор Джекил и мистер Хайд
По данным The Economist, успех «Кошатника» связан еще и с тем, что для читателей рассказ стал «гендерным тестом Роршаха»: женщины оправдывают Марго, мужчины Роберта. Би-би-си даже опубликовала сатирический рассказ «Кошатник: о чем (вероятно) думал Роберт». Такое же двойственное чувство будет у вас и после других новелл Рупеньян. Возможно, вы вообще не сможете понять, как относитесь к героям, жалеете их или ненавидите. А может быть, ваша точка зрения будет вполне однозначной, но рядом обязательно найдется человек, который посмотрит на рассказ иначе. В своих текстах Рупеньян всегда что-то не договаривает, оставляя читателя один на один с историей.
Каждый рассказ сборника «Ты знаешь, что хочешь этого» амбивалентен и похож на парочку Джекила и Хайда: вроде бы одно целое, но, постойте, почему у него два лица?
Кристен Рупеньян. Фото The New Yorker
Эксперименты с жанрами
Рупеньян выбрала для себя магистральную тему отношений. Однако продолжила опыты с формой. Она работает с разными жанрами: от классического реализма до сказки. В сборнике есть и хоррор «Сардинки», и мистика «Шрамы», и психологический триллер «Хороший мальчик». Ее герои непохожи друг на друга, если не считать одной общей черты: никто из них не может понять, чего на самом деле хочет. Светлых чувств и приятных эмоций мы вам не обещаем, но желание вернуться к историям у вас точно появится.
Новое имя
Кристен Рупеньян — молодая многообещающая писательница, ставшая популярной неожиданно даже для нее самой, ведь того же «Кошатника» опубликовали далеко не сразу. Однако вскоре после успеха первого рассказа она получила аванс в размере 1,2 миллиона долларов на создание своей книги, рукопись которой у нее уже была. Очевидно, что «Кошатник» был не единственным козырем в рукаве писательницы, и в этом вы сможете убедиться, прочитав сборник ее рассказов. Сейчас Кристен работает над романом, а тем временем компания HBO уже выкупила права на создание драматической кино-антологии по мотивам книги «Ты знаешь, что хочешь этого».