Встречи с авторами Подбор подарка
19 сентября, 2025

Не свисти дома, не кричи в лесу: правила соседства с духами

Рассказываем о книге «Демонология Урала и Поволжья»

Ксения Кокорева
Редактор сайта eksmo.ru
Не свисти дома, не кричи в лесу: правила соседства с духами

Мурашки по коже от бабушкиных предостережений, дух захватывает от таинственной атмосферы в древнем лесу — знакомые ощущения? Мы все родом из детства, где в легендах и сказках жили невидимые, но такие настоящие соседи — духи и демоны.

И вот теперь у нас есть путеводитель по этому миру — книга этнолога Германа Устьянцева. Настоящий билет в сказку. Ну или в страшную сказку, если угодно. Туда, где в лесной чаще косматый арзюри строит гримасы, а в баньке за печкой тихонько вздыхает сердитый банник.

Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста -15% Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста Герман Устьянцев 1449 ₽ 1710 ₽ Купить в ЧГ Контент 18+

«Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста» познакомит читателей с демонологией татар, башкир, чувашей, коми, коми-пермяков, удмуртов и марийцев, их разнообразными традициями, верованиями и обрядами.

«Это пугающе-прекрасная книга проведет вас лесными тропами и деревенскими улочками, зелеными лугами и берегами великих и малых рек, а еще покажет „тот свет“ и мир во времена древних исполинов»

Ульяна Мошкова, ведущий редактор группы искусства и истории, издательство «БОМБОРА»

Почему нельзя отзываться на незнакомый голос в лесу

Мир, открывающийся перед читателями на страницах книги, невероятно живой, объемный и населенный самыми удивительными существами. Довольно опасными, надо заметить.

По верованиями марийцев, например, в лесу заблудившихся путников могут подстерегать овда (дикая лесная женщина), чодыра оза, кожла оза (лугово-мар. «лесной хозяин») и многие другие. В бане обитает банник, в реке плещется водяная дева хыу-хылу (башк. «водяная красавица»).

Конечно же, существуют и способы защиты. Перед тем как попить из ручья, нужно задобрить хозяина вод — кинуть ему монетку. Нельзя мыться в бане дважды в день и заходить в нее, если все домочадцы уже вымылись, — это время банника. А на незнакомые (и знакомые тоже) голоса из леса лучше не отзываться — мало ли кто выйдет на зов из лесной чащи: может быть, друг, а может быть, подкрадется страшный шурале и защекочет до смерти.

Как не обидеть духа: правила соседства

Вы когда-нибудь задумывались, есть ли у домового прописка в современной хрущевке? Оказывается, может быть!

В удмуртской народной культуре дух дома — коркамурт (удм. «домовой человек») или коркакузё (удм. «хозяин дома) — бывает мужского и женского пола. Если домовой — мужчина, то в доме раздаются звуки плетения лаптей, если женщина, то жильцам кажется, будто по ночам кто-то прядет.

При переезде в новый дом домового обязательно нужно позвать с собой, иначе спокойствия и благополучия в новом жилище не будет. Тяжело придется и домовому, которого забыли: он станет стучатся в окна к соседям, горевать. Но не вздумайте открывать двери и приглашать такого беспокойного гостя! Ваш собственный домовой обидится, духи дома станут драться, пакостничать и вредить хозяйству.

Впрочем, подружиться с домовым непросто, но возможно. Герман Устьянцев приводит в пример такой рассказ местной жительницы:

«Мама говорит, что у нас был домовой в квартире в Г., была домовушка, выглядела как меховой шарик. Мама говорит, что видела ее. А еще, что животные их видят, а наш кот всегда сидел мордой в угол, где она жила: не то общался, не то охотился. Сейчас в московской квартире она говорит, что у нее домовой похож на Нафаню из мультика, но вредный и ворчливый, а не хозяйственный.

Говорит, что первое время он ее пугал — ночами спать не давал, ронял что-нибудь, бегал громко. Она уже думала квартиру менять, но потом она с ним договорилась: кашу ему ставила на холодильник. Теперь мирно живут. Я спросила, есть ли какие-то знаки его присутствия сейчас, — она сказала, что несколько недель назад она проснулась от того, что на нее кто-то дышит»

«Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста»

Голоса из прошлого

Герман Устьянцев не просто пересказывает легенды.

«В основу этого уникального и щедрого издания, созданного при поддержке Института этнологии и антропологии РАН, легли работы известных фольклористов, архивные материалы, обычно доступные студентам профильных вузов, и собственные полевые исследования автора, дополненные быличками, поверьями, преданиями и описаниями обрядов, связанными с представлениями о нечистой силе. И все эти фольклорные сокровища впервые открываются широкому читателю!»

Ульяна Мошкова, ведущий редактор группы искусства и истории, издательство «БОМБОРА»

Эти рассказы, собранные в экспедициях, — живая нить, связывающая нас с прошлым. Читаешь и слышишь голоса: вот мудрая деревенская старушка, вот молодой человек, а вот и сам автор, записывающий истории у керосиновой лампы.

Это не безликий фольклор. Это — живая память, в которой демоны и духи предстают не сказочными персонажами, а частью повседневной жизни, неотъемлемой и очень реальной для многих поколений.

«Потерялась однажды девочка в лесу, я помню это место хорошо, темный такой участок леса. Ее долго искали, все знакомые и соседи ходили по деревне, звали. В лесу нашлась в тот же день, живая и здоровая. А рассказывала она, что видела огромного-огромного лесного человека, великана, такого белого всего. Может, она со страху, конечно, увидела. Не знаю, правда ли это. У нас говорят нюлэскузё (удм. „хозяин леса“). Обычно он водит недоброго человека, наказывает путешественников. Вообще в нас это сидит, в удмуртах, мы знаем, что в лес нельзя идти с плохими намерениями. Поэтому удмурты в лесу не кричат. Я помню, когда мы маленькие ходили за малиной в лес, мы всегда тихо себя вели, лес любит тишину. Нюлэскузё не любит дебоширов, не любит тех, кто ругается, не любит пьяных»

«Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста»

Ожившие легенды: магия иллюстраций

Легенды и мифы не были бы такими живыми и реальными, если бы не иллюстрации от художника PETUCHINO — волшебные, немного жутковатые и безумно атмосферные. Они — идеальный визуальный спутник в путешествии по мифам и легендам.

Что делает их особенными? Это удивительный сплав реализма и стилизации. Художник проявляет глубокое, почти научное внимание к деталям: вышивке на традиционной одежде, резным наличникам на окнах, старинной утвари в доме и причудливым узорам в лесной чаще. Быт народов Урала и Поволжья воссоздан с огромной любовью и точностью и становится не просто фоном, а полноценным участником повествования.

И это еще не все! Каждая иллюстрация — небольшой самостоятельный рассказ. На оборотной стороне рисунка читателей ждет краткая, но исчерпывающая справка о духе или демоне: народ, который в него верил, повадки и главные поверья, с ним связанные, место обитания, опасность и как от нее защититься — настоящий справочник-путеводитель по мифологическим существам. Можно долго листать страницы, переходя от таинственной картинки к познавательной заметке и обратно, все глубже погружаясь в чарующий мир легенд.

Вот из-за вековых деревьев выглядывает палэсмурт — половина тела у него невидимая, вот свернулся кольцами гигантский змей аджаха, а вот огромный азырен с мечом протыкает избу и забирает умирающего на тот свет. Красиво, «мурашисто» и невероятно познавательно!

В интернет-магазине «Читай-город» на книгу «Демонология Урала и Поволжья. Зловредные чуды, духи-кереметы и банный староста» действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ. Подробные условия смотрите в разделе «Акции».

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 84676 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также