Непревзойденный мастер авантюрного детектива Татьяна Полякова 20 лет назад написала свою первую повесть, которая впоследствии была опубликована в издательстве «Эксмо». В интервью нашему сайту она вспомнила свой первый опыт, рассказала о любимых персонажах и о том, как за 20 лет изменились отношения читателя и писателя.
— 20 лет творческой деятельности — серьезный срок. Способно ли писательство за такое продолжительное время превратиться в рутину?
— Все способно превратиться в рутину, если вы к этому склонны. И любовь проходит, и желание, если мы сами стремимся к тому, чтобы они проходили. Я считаю, что все зависит от самого человека и его жизненного настроя. У меня по-другому. Писательский труд не стал для меня рутиной. То ли благодаря моим усилиям, то ли так Господь распорядился, но я до сих пор испытываю огромное удовольствие, садясь за письменный стол и переносясь в придуманный мною мир. И это повод говорить о том, что я очень счастлива!
— Как появилась идея написать первый роман? Ведь вы начинали в неспокойные 90-е, когда многие больше думали о выживании, а не о творчестве.
— Не соглашусь. В те самые «неспокойные 90-е» произошел литературный всплеск, в том числе и в жанре детективов. В советские годы этот жанр был не особенно развит и как раз в 90-е появились новые имена и темы, что позволило жанру развиваться и расти. Я обожаю детективы и тогда, и сейчас, но покупая книги 20 лет назад испытывала некоторое разочарование. И, в конце концов, решила написать детектив для себя, как для читателя. Создать то, что мне хотелось бы видеть в этом жанре.
— С какими чувствами несли первую рукопись в издательство? Долго ли пришлось ждать отклика?
— Так случилось, что написанная мною повесть «ходила» по знакомым, ее читали, высказывали свое мнение. И один из моих знакомых без моего ведома, отправил эту рукопись в Эксмо.
Так как знакомый в известность меня не поставил (должно быть, не желая возбуждать напрасные надежды), не было в моей жизни ни напряженного ожидания, ни отказов. Я была очень удивлена, когда мне позвонили из «Эксмо» и предложили встретиться. В первую очередь меня спросили, могу ли я написать еще? Я была так потрясена тем, что моя повесть кого-то заинтересовала и ее хотят напечатать, что вторую повесть «Тонкая штучка» я написала за 24 дня — это мой личный рекорд! Потом была третья повесть «Деньги для киллера», она вышла в покете в июне 1997 года, а в августе того же года в твердом переплете вышли все 3 повести.
— А сегодня испытываете волнение, когда отправляете новый роман редактору? Или появились какие-то другие чувства?
— Испытываю. Я каждый раз волнуюсь — и приступая к работе, и отправляя рукопись редактору. На самом деле, всегда ощущаешь беспокойство, точно отпускаешь своего ребенка в большой мир. Никогда не знаешь, как воспримут книгу читатели, как примут ее в издательстве. Поэтому волнение и беспокойство присутствуют, и если бы их не было — значит, пришла пора отправляться на пенсию!
— Вы создали несколько серий с разными героями. Есть ли среди них любимчики? Или, наоборот, крепкие орешки, про которых писать всегда было сложнее?
— Уже то, что получается серия с одним и тем же главным героем свидетельствует: мне не хватило одной книги, чтобы рассказать о нем все, что я хотела. Те вопросы, которые я ставлю перед собой и которые возникают вновь, иногда решаются далеко не сразу. Так и получаются серии. В общем, получается, что любимчики это те персонажи, которые не дают спать спокойно.
— Когда пришло понимание, что вы не просто писатель, а звезда остросюжетной прозы? Помните ли свою первую встречу с поклонниками?
— Само понятие «писатель — звезда» — в моей голове не укладывается. «Звезды» — это что-то из кинематографа или шоу-бизнеса. Люди «на виду». А писатель — профессия скорее домашняя и людям интересны мои книги куда больше, чем я сама. Настойчивое внимание писателю скорее мешает. И это совсем не кокетство.
Свою первую встречу с поклонниками я прекрасно помню. Она состоялась в сентябре 1997 года на книжной ярмарке, и я была очень удивлена тому количеству людей, которые пришли ко мне. Представьте же мое удивление, когда я узнала, что моя книга, вышедшая всего месяц назад, заняла первые места в рейтингах продаж! Все это вдохновило на последующую работу.
— Вообще как за это время изменились отношения между автором и читателем?
— Отношения между писателем и читателем за 20 лет действительно очень изменились. Раньше можно было услышать мнение читателей только на встречах, организованных издательством или узнать о нем из писем, которые приходили в редакцию. Если книжки хорошо продаются, значит, ты все делаешь правильно, читатель голосует за тебя рублем.
В век интернета первые отзывы появляются вслед за книгой. Еще один плюс -анонимность отзывов. Многие люди стесняются высказываться публично, боясь показаться смешными или быть не понятыми. Интернет позволяет им задавать вопросы, которые их волнуют, высказывать свое мнение. Если коротко, мы стали ближе друг к другу.
— На ММКВЯ вы говорили, что из-за новой для вас роли бабушки теперь не получится писать в прежнем режиме. Когда вашим поклонникам ждать новых книг?
— На самом деле говорю я много и, к счастью, не все мои намерения претворяются в жизнь. Конечно же, мне хочется больше времени проводить со своими внуками, но пока удается совмещать любимых внуков и любимую работу, поэтому график выхода моих книг остается тот же — 3 книги в год.