Современники ценили писателя и публициста Владимира Короленко (1853 — 1921) не только за литературные заслуги и общественную деятельность, но и за личные качества: он был добр, внимателен к окружающим и не раз сам отправлялся в ссылку, потому что пытался защитить ближнего. В итоге даже сдержанный Иван Бунин дал Короленко весьма лестный отзыв: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко».
Успех к писателю пришел не сразу. Его первый рассказ Михаил Салтыков-Щедрин не принял в «Отечественные записки», ссылаясь на то, что сочинение еще «зелено». Дело было в 1879 году. Зато спустя шесть лет, после того как Короленко за свою революционную деятельность прошел через множество ссылок и лишений, Салтыков-Щедрин, возможно, пожалел о том, что не присмотрелся к молодому автору, ведь теперь о нем знала вся Россия.
В 1885 году писатель поселился в Нижнем Новгороде, и «новгородское десятилетие» (1885-1895) стало самым плодотворным периодом его жизни. В это время и появились такие произведения, как «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886), в которых автор рассматривал проблемы человека и современного ему общества. Короленко был уверен, что истинное счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу. Эту же мысль он проводил в каждом своем тексте.
Мы выбрали 10 цитат из произведений Владимира Короленко:
Детство, юность — это великие источники идеализма! «В дурном обществе» |
Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь. «Слепой музыкант» |
А кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья! «Мгновение» |
— Я тебе не компания, — сказал он грустно. |
Мы, зрячие, видим отражение душевных движений на чужих лицах и потому приучаемся скрывать свои собственные. «Слепой музыкант» |
Слово «смерть» не имеет еще полного значения для детского слуха. «Дети подземелья» |
Можно грустить и страдать о том, чего не испытал ни разу. «Слепой музыкант» |
Человек создан для счастья, как птица для полета. «Парадокс» |
Вообще все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением. «В дурном обществе» |
Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: «Выбирай». «Слепой музыкант»
|