Встречи с авторами Подбор подарка
26 февраля, 2021

Женщины, изменившие мир искусства

3 истории великих художниц

Женщины, изменившие мир искусства

На протяжении долгих веков женщинам было гораздо сложнее, чем мужчинам, внести вклад в культуру. Каждой, прежде чем взяться за холст и кисти или придумать и построить здание, приходилось доказывать свое право на это. И все-таки, невзирая на недоверие публики, насмешки и обличительные речи скептиков, они смогли добиться своего.

В нашем материале мы расскажем о трех художницах, чьи истории могут послужить источником вдохновения.

Женский взгляд на мир мужчин

А вы никогда не задумывались о том, что средневековый Китай представлен современному человеку преимущественно глазами мужчин? Именно они посвящали себя искусству, становились придворными живописцами и оставляли след в истории благодаря своим рисункам. Появление в этом замкнутом мирке женщины хоть и не было чем-то запретным, однако вполне могло вызвать скандал. Одной из первых девушек, не побоявшихся отринуть стереотипы, была Гуань Даошэн. Она жила в Поднебесной в XIII-XIV веках и была женой личного художника правителя.

Гуань принимала деятельное участие во всех придворных делах и часто сопровождала супруга в поездках по стране. Быт сельских жителей и родная природа так вдохновили Даошэн, что она решила взяться за кисточку. Но перенимать манеру мужа художница не спешила. Она разработала новый стиль. Так, чаще всего китайские живописцы того времени изображали на своих картинах бамбук — он символизировал знатного вельможу. Растение всегда помещалось на первый план, а вот Гуань познакомила ценителей искусства с перспективой. Ее бамбуковые заросли были изображены в глубине полотна и обязательно дополнялись другими деталями. Кроме того, художница сопровождала свои творения стихами. Ее картины пользовались сумасшедшей популярностью при дворе, особенно среди дам. И даже сам император нередко предпочитал работы Гуань творениям ее мужа.

Метод Даошэн прочно укрепился в художественной традиции Китая и оставался очень востребованным даже после ее кончины. Причиной тому стала, правда, романтическая история. Ее супруг из тоски по возлюбленной сменил манеру работы: он стал рисовать так же, как и его жена, и обучал этому начинающих живописцев, чем и увековечил память Гуань.

Болонская трудяжка

Караваджо, Боттичелли, Рафаэль — Италия подарила миру немало гениев живописи. Но, к сожалению, в списке выдающихся художников редко встречаются женские имена. Тем не менее их обладательницы также внесли свою лепту в развитие итальянского искусства. Одной из ярчайших мастериц своего дела была Элизабетта Сирани, жившая в Болонье в XVII веке.

С юности ее обучал отец-художник. А к 17 годам Элизабетта уже сама обеспечивала семью, продавая собственные масляные полотна по очень высоким ценам. Ее работы привлекали внимание высокопоставленных особ, среди которых встречались кардиналы, придворные и даже представители знаменитой семьи Медичи.

Необходимость содержать многочисленных родственников вынудила Сирани стать едва ли не самой плодовитой художницей своего времени, так что Элизабетту даже прозвали «Болонской трудяжкой». Скорость работы итальянки, к слову, вызывалаа немало слухов. Недоброжелатели художницы были уверены: высокий темп — это не более, чем сказка для простаков-покупателей. На деле же Элизабетта якобы содержала целый штат живописцев, которые и создавали шедевры за нее. Чтобы раз и навсегда прекратить досужие разговоры, Сирани пригласила к себе в мастерскую нескольких скептиков и при них написала очередную картину за рекордно короткие сроки. Сплетникам пришлось признать свое поражение.

Делая ставку на заработок, Элизабетта не стремилась к новаторству. Девушка работала в стиле барокко, свойственном тому времени, и вошла в историю как основательница одной из первых в Европе женских художественных школ. Несмотря на очень короткую жизнь (художница умерла в 27 лет), девушка успела оставить после себя богатейшие наследие. Сегодня ее картины выставлены в крупных мировых галереях и привлекают внимание ценителей живописи.

Новое женское слово в архитектуре

Легенда архитектурного мира, первая женщина, удостоенная Притцкеровской премии, автор множества непревзойденных проектов — все это о Захе Хадид. Она не просто перевернула с ног на голову общеизвестные понятия об архитектуре и проектировке зданий, а создала собственный стиль, аналогов у которого не существует. Дело в том, что Хадид не пыталась вписать свои творения в пространство, она сама создавала его заново — и всегда выходила за рамки общепринятого.

Еще со времен учебы в Лондоне Заха грезила невероятными проектами. В 29 лет она открыла свое первое бюро — и начала воплощать свои мечты в реальность. Когда ей поручили построить Центр современного искусства Розенталей в Цинциннати, многие сочли этот проект несерьезным. А в 2003 году, когда завершились строительные работы, газета «Нью-Йорк Таймс» назвала его «самым важным американским зданием со времен Холодной войны». После были и другие работы: Оперный театр в Гуанчжоу, Центр Гейдара Алиева в Баку, Национальный музей искусств XXI века в Риме.

Отличительной чертой проектов Хадид стали плавные переходы и пространства с неожиданными изгибами и поворотами. Интересы Захи не ограничивались одной только архитектурой: она разрабатывала интерьеры и выставочные пространства, создавала театральные декорации и даже коллекции мебели. Неожиданная смерть Хадид в 2016 году застала ее в зените славы. О ней говорили, ей подражали, на нее равнялись. Но все-таки равных ей не было. Сейчас ее бюро — одно из самых известных и уважаемых во всем мире.

***

Еще больше историй о потрясающих женщинах, которые сумели развернуть громоздкую машину мирового искусства на 180 градусов и научить общество смотреть на живопись, архитектуру, моду и дизайн своими глазами, читайте в книге Рэйчел Игнатовски «Женщины в искусстве».

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79830  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79830  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Сильные писательницы, которые нас восхищают

Сильные писательницы, которые нас восхищают

Женщины, доказавшие, что могут справиться с проблемами не хуже, а порою и лучше мужчин

Почему вам это понравится: 5 увлекательных фактов о великих картинах

Почему вам это понравится: 5 увлекательных фактов о великих картинах

Раскрываем тайны живописи с книгой «Что хотел сказать художник» Алины Никоновой

Лучшие книги об искусстве

Лучшие книги об искусстве

Что почитать, чтобы разобраться в живописи, архитектуре и фотографии

Литературная экскурсия по музеям мира

Литературная экскурсия по музеям мира

Гуляем по Эрмитажу, Третьяковке и даже Лондонской галерее

Музы художников Возрождения

Музы художников Возрождения

Рассказываем о судьбах женщин, изображенных на знаменитых полотнах

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

О причудах великих людей и итальянском городе на воде

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Почему Поль Сезанн был одержим одной-единственной горой

5 неизвестных фактов о мадам Тюссо

5 неизвестных фактов о мадам Тюссо

Рассказываем об истории создания музея восковых фигур и книге Эдварда Кэри «Кроха»