Заметим, что сложность романа Уоллеса не ограничивается только заложенными в него десятками проблематик (начиная от личностых и до злободневных социально-политических), а концентрируется в особенностях их изложения - многослойном, нелинейном, дробном. Это многостраничная ролевая эпопея, рассказанная от лица сотен личностей. Роман Алексея Поляринова, объем которого раза в три меньше в отношении и героев, и страниц, и заумных пояснительных комментариев, в три раза доступней для чтения, восприятия и понимания.
«Центр тяжести», по словам одного из персонажей произведения, представляет собой двухчастное произведение. Его первая часть написана в духе «романа воспитания» двух провинциальных мальчишек – Петра и Егора Портных, детей гениального, но не признанного математика, не выговаривающего букву «Д» (Это важно!), а вторая – остросюжетная антиутопия с элементами киберпанка.
В «воспитательной» части мы подробно знакомимся с героями произведения, соболезнуем их хождениям по мукам, то есть бесконечным научным и творческим кружкам и дополнительным занятиям, а также участвуем в детективном расследовании Петро и его друга Александра Грека в поисках пропавшего «Третьего озера». По окончанию школы завершается и воспитательная часть произведения – ребята покидают родной посёлок Рассвет и уезжают учиться в московский университет. Петро, обнаруживающий у себя склонность к освоению иностранных языков, поступает на филологический факультет МГУ, и вместе с другом детства входит в редакцию независимого журнала «Кактус».
Младший брат Петро - Егор, замученный в школьные годы занятиями музыки, находит своё спасение и призвание в программировании. Через пару лет занятий высшей математикой и кодингом, он становится участником закрытой научно-исследовательской Компании, которая разрабатывает нейролингвистические программы по поиску и отслеживанию людей. Это мощнейший инструмент нового поколения, созданный в благих общественных и медицинских целях, на деле становится оружием массового поражения в руках тоталитарной власти. И его первыми жертвами становятся, как это не печально, «внутренние враги» режима. Одной из таких жертв стала сестра героев (появившаяся где-то на 100-й странице романа) - Марина. Она принадлежала к группе эпатажных художников-акционистов «Графт», которые устраивали провокационные перформансы с целью привлечения внимания общественности к важным социальным проблемам. Идею своих перформансов они черпали из книги сказок «Истории камней» Нины Ходжаровой – первой книги матери Петро и Егора. И одной из этих историй, сочиненных для когда-то маленьких мальчиков, была сказка о «Центре тяжести» - людях с камнями в карманах, благодаря которым они могли удерживать силу земного притяжения и продолжить существовать на планете без страха быть унесенными ветрами в неизвестное.
Аналогично героям этой сказки-метафоры, каждый из персонажей второго романа Нины Ходжаровой (и по совместительству первого романа Алексея Поляринова) «Центр тяжести» повествует о людях, ищущих свой центр тяжести – истинный смысл, идею, цель, ради которых стоит жить и не жалко умереть. Первоначально, для Петро и Грека этим смыслом становится их журналистская деятельность, которая направлена на разоблачение скрытых тайн и фальшивого идеализма. А Егор смог реализовать свой потенциал в создании отслеживающих программ, которые в конечном итоге стали губительным оружием для всех его близких.
Однако, в дальнейшем, наблюдая за искалеченной судьбой их сестры Марины, чуть ли не единственной выжившей из объединения «Графта» и потерявшей всё что было дорого её жизни и сердцу, наводит на мысли, что истинный центр тяжести, смысл жизни скрывается не в великих целях, открытиях и подвигах, а в сохранении простых человеческих взаимоотношениях - бескорыстной чистой любви, помощи и взаимопонимании.