Мне хотелось бы найти для этой книги правильные слова, потому как эта книга заслуживает правильных слов. “Уникальная”? “Особенная”? Нет, эти определения как будто стали пошлыми, слишком часто их употребляют. У нас сейчас всё и вся уникальное и особенное. Давайте так: это самобытный роман - со своим голосом, со своей палитрой, со свой текстурой.
Эпическое фэнтези? Конечно. Но при этом “За солнцем” не пытается кому-то соответствовать. Тут нет потрохов, которые суют под нос, пытаясь доказать, что оно темное нефильтрованное. Здесь не тычут в глаза стеклом, пытаясь выдавить слезу. В этом плане роман куда ближе к классическим образцам жанра. А что же тогда тут есть? Магия, которой текст наполнен до краев; слог, который хочется назвать цветописью; Анкарат - главный герой. Нет, не так. Герой - с большой буквы. Его история - история избранного. Но не того, который отправляется в другой мир собирать гарем, а того, который обречен на подвиги. И “обречен” - здесь главное слово. Подобно героям мифов, Анкарат рожден быть легендой, но легенды, как правило, плохо кончают.
“За солнцем” - “героецентричный” роман, и текст целиком завязан на протагониста. Судьба Анкарата затягивает окружающих будто огненный вихрь, и чем дальше, тем больше персонажей оказывается в воронке. Кто-то надеется, что взлетит выше, кто-то пытается направлять потоки, ну, а кого-то просто сгорит. “Никого не найдётся сильней и отважней” - предсказание матери Анкарата становится одновременно путеводной звездой и ярмом для героя. Чтобы стать счастливым, ему нужна свобода, но возможна ли свобода, когда твоя судьба предопределена?
За те пять лет, что охватывает действие романа, Анкарат проходит путь от взбалмошного подростка, который часто раздражает своим гонором, до человека, который… Который хотел сделать всех счастливыми и свободными, вот только счастье и свобода для всех разные. Анкарат и сам толком не понимает куда в конечном счете он должен добраться, и где кончается его Путь, но то, что он будет идти - несомненно. Будто мантру герой повторяет: “моя воля сильней” и раз за разом гнёт мир под себя, но, читая, ты понимаешь, что любая удача имеет свои границы.
Когда я писал, что роман до краев наполнен магией, то нисколько не преувеличивал. Она буквально пронизывает собой весь мир “За солнцем”, определяет его от и до. Тут нет математически чёткой системы, но магия - это базис, на котором зиждется бытие. Она разлита в воздухе, течет в земле, отпечатывается на людях и местах. На каждом из здешних городов-государств лежит своё благословение и проклятие, которые, в свою очередь, передаются их жителям. Город Старшего Дома - огненные жилы, сила, стена пламени, что сметает всё на пути; Сад-на-Взморье - сон на рассвете, мёд и жимолость; Изумрудная Печать - тяжёлый взгляд сквозь толстое стекло. Для Анкарата творить магию так же естественно как дышать, ему не нужны заклинания или пасы руками, достаточно позвать, и она явится. Но ведь у всего есть цена, не так ли? И платить придётся не монетами, а кровью. Своей и чужой.
В романе достаточно много персонажей. Кому-то хватает “экранного времени”, кто-то так и останется попутчиком. Из основных героев стоит выделить Гриза, друга и сподвижника Анкарта. Его образ - буквально антоним образу протагониста. Всю историю он тенью следует за Анкаратом, волоча за собой бремя сомнений и страхов. Сложный, по-человечески многогранный персонаж. Ещё есть друзья Анкарата из Квартала, где он вырос. Имра, Китем, Шид, Ским. Хорошие и простые, в общем-то, ребята, которым не повезло попасть под каток геройской судьбы. О других персонажах сложно рассказать без спойлеров, но нельзя не упомянуть матушку Анкарата - Рамилат, каждая сцена с которой приковывает читательское внимание. Героиня явно не в себе, но насколько же замечательно описано её сумасбродство..
Ну и, наконец, слог романа. Он насыщен красками и оттенками, он густой, пёстрый, иной раз и вовсе лихорадочный. Схватки описаны не как череда парирований и выверенных ударов, а как поток эмоций, ощущений. Магия здесь - не фаерболы и ледяные копья, а настоящее светопреставление, одержимость, взрыв красок, буйство огня. Кому-то подобный стиль может показаться вычурным, перегруженным, но именно он, как мне кажется, делает текст самобытным, не похожим.
Ну и напоследок. Мне очень хочется, чтобы этот роман нашёл своего читателя, а свой читатель нашёл “За солнцем”. Я много хвалил книгу, но не стоит думать, что она для всех и каждого. Это довольно классическая история, героика, но слог, которым она написана - он глубоко авторский, модерновый, если будет угодно. Сочетание этих двух факторов и создаёт ту самобытность, о которой писалось в начале. В своём отзыве я о многом не упомянул, но это и не важно, ведь текст романа скажет о себе гораздо больше: просто прочтите фрагмент и сами всё увидите.
Рейтинги