Игорь Минаков "Обмен мирами"
Почему-то так и тянет назвать этот роман не "Обмен мирами", а "Обмен телами".
Ибо там как раз телами и меняются.
Кстати, очень распространенная тема в научной и не совсем научной фантастике.
Герой книги - Омал Мохо - служит в небольшой консалтинговой кампании. Он - один из тех, кого принято презрительно именовать "офисным планктоном" - что, мне кажется, не совсем справедливо, ибо порождает комплексы.
Так и Омал Мохо комплексует - и мечтает о другой жизни.
Жизни, наполненной приключениями.
И когда нашему герою судьба предлагает шанс - обменяться с кем-нибудь телом и пожить другой жизнью - он почти сразу соглашается.
Правда, эта процедура стоит денег - ибо это вам не социализм, где у каждого равные возможности, а капитализм, где ваши возможности зависят от толщины вашего кошелька.
"Мир гуманного воображения" остался в прошлом, ему на смену пришел "мир страха перед будущим".
Это, безусловно, несправедливо - однако наш герой, поменявшись телом с профессиональным дуэлянтом Джо Бастером, о справедливости не думает. Ему опостылел душный офис и работа, не приносящая удовольствия, он мечтает о приключениях.
И получает эти самые приключения на всю свою буйную голову. И приключения эти не только головокружительно, но и забавны. Ибо душа-то нашего героя осталась от мямли Омала, а тело он получил от авантюриста Бастера. (А авантюрист Бастер оказался в теле мямли Омала).
Интересная коллизия, не правда ли?
Правда, на этой коллизии Игорь внимание особо не заостряет.
Да и приключения в романе не самое главное.
Игорю Минакову удалось создать очень интересный мир - мир, как будто сошедший со страниц книг классиков мировой фантастики.
Как выясняется чуть позже, он действительно сошел с этих страниц. И таинственные Первотворцы - создатели этого немного странного мира - и есть писатели-фантасты, чьи имена известны каждому любителю фантастики.
Правда, автор подводит читателя к этой мысли ненавязчиво, давая ему возможность вместе с героем прогуляться по Берроуз-сити и Барсумвиллю, заглянуть а Рэйтаун, пройтись вдоль Гамильтон-канала и зайти в офис компании "Хайнлайнер".
И понять, что этот мир - исключительно виртуальный.
Правда. это понимает читатель - но не главный герой.
Омал Мохо получает в финале всё, что он хотел - в полном соответствии с законами жанра, - но до него так и не дошло, что он является частью выдуманного виртуального мира.
И сам, скорее всего, является виртуальным.
Сном если не Бога, то кого-нибудь из Первотворцов.
А может, так оно и есть. Ты живешь как бы в реальном мире, просиживая джинсы в офисе или странствуя по городам и странам.
Решаешь проблемы и мечтаешь о другой жизни.
А на самом деле тебя нет.
Ты - персонаж, рожденный фантазией писателя.
Причем не обязательно фантаста.