«Все дороги ведут в Рим»
«Все дороги ведут в Рим». Это крылатое выражение в своем буквальном смысле стало своеобразным воплощением жизненного пути Серафины, главной героини романа Ники Пеллегрино «До свидания, Рим». Ведь она никогда не говорила «прощай» (хотя бы в своем сердце) этому чудесному, родному, такому дорогому для нее городу, где прошли ее детство и юность, насквозь пропитанному воспоминаниями, пронизанному связями и ассоциациями, которые никогда не умирают, а лишь притаились неподалеку, слегка подернулись легкой дымкой и паутинкой времени, но вновь способны ожить и ясно воскреснуть в памяти при прохождении по знакомой улице, когда раздаются знакомые голоса или звуки журчащих фонтанов и музыки, когда знакомые терпкие или сладкие запахи и ароматы достигают нашего обоняния, и вот мы снова оказываемся во власти прошлого, видим все как наяву, словно не было этих нескольких десятков лет.
Именно такое впечатление сошедшей с обложки картинки, только что сделанной фотографии производит книга «До свидания, Рим». Мы помним то, что нам дорого, мы помним то, что произвело на нас самое большое впечатление, то, что повлияло на всю нашу жизнь. Именно таким поворотным моментом для Серафины стала встреча с ее кумиром – известным певцом Марио Ланца, и отныне тихой и беззаботной жизни девушки было суждено навсегда измениться… .
О чем же этот роман? Какая роль здесь отводится образу города?
На первый взгляд может показаться, что это роман-путеводитель, фотохроника Рима и Италии середины 1950-х годов, точно запечатляющий и воссоздающий все основные приметы этого времени и всего итальянского образа жизни, начиняя от описания достопримечательностей, названия улиц и заканчивая модой, распорядком дня, блюдами традиционной итальянской кухни. Видно, с какой любовью, точностью и знанием тематики описывает все это автор, вкладывая и передавая весь свой опыт и впечатления главным образом, конечно, от лица Серафины. И вот Вечный город весь точь-в-точь как на картинке оживает перед нашими глазами.
Однако точнее и правильнее было бы определить жанр этого романа как роман-дневник, роман-воспоминание, где ретроспективе отводится главенствующее положение в композиции всего произведения. В этом романе словно два центра: во-первых, в центре повествования находится жизнь знаменитого, успешного и талантливого певца – Марио Ланца и его семьи, а обрамляющим элементом здесь служить история жизни Серафины, простой девушки из бедной семьи, осознающей свое достаточно печальное будущее. Это люди из разных миров, тем не менее, их жизни волею случая и судьбы оказываются тесно связанными, и эти два центра, две вселенные, две судьбы переплетаются друг с другом. Судьба Марио Ланца – это собирательный образ кажущейся внешне идеальной, счастливой и успешной жизни знаменитого, получившего признание, богатого человека. Однако за этой внешне идеалистической картинкой скрывается внутренняя драма, свидетельницей которой становится Серафина, видя теперь своего идеала с другой стороны и осознавая, что он такой же обычный человек со своими страстями, слабостями, достоинствами и недостатками. Ведь жизнь любого из нас – это череда бед и радостей, взлетов и падений, и Серафина также понимает, что никто не может этого избежать и что богатство и успех не являются залогом счастливой жизни.
Следовательно, это также роман о счастье, а точнее о том, что является таковым. И каждый герой, ровно как и каждый из нас, вкладывает в это свое понимание. Однако совершенно точно ясно, что поиск счастья - это бесконечный процесс с постоянным стремлением к чему-то другому или большему, что счастье - это мозаика из сиюминутных, отдельных, особенно дорогих впечатлений и моментов, которые необходимо бережно хранить в своей памяти.
Кроме того, без сомнения, это роман - художественная биография об искусстве, творчестве, о той всепоглощающей силе таланта, который, как и воспоминания, не имеет границ, который помогает, скрашивая мир обыденной и суровой действительности, перенестись в тот идеальный, такой заманчивый и притягательный мир прекрасного, который способен даже изменять жизнь и судьбы людей, который вызывает восхищение миллионов, не имеющих представления о его порой слишком высокой цене. Потайные двери этого мира со множеством его лабиринтов, интриг, перипетий и даже жертв оказались открытыми для Серафины. Только останется ли он таким же прекрасным для нее, если увидеть его изнанку? Не разочаруется ли она в своем кумире?
Это роман о поиске себя, о выборе своего жизненного пути, ведь эта встреча с Марио помогла главной героине разобраться в себе и многое узнать о своих целях, стремлениях, способностях, о своем месте в жизни, наконец. В один из кульминационных моментов героиня сталкивается с необходимостью сделать трудный и имеющей большое значение для всей своей дальнейшей жизни выбор – пожертвовать собой ради других или жить своей жизнью и выбрать свой путь. Она выбирает то, что подсказывает ей сердце, и остается в этом поступке верной себе.
Наконец, конечно же, это роман о любви, такой же многогранной, переменчивой и разной, как и сама жизнь и непростые человеческие отношения: о любви к своей семье, о любви к своей профессии, о любви к искусству, о любви между мужчиной и женщиной.
Из художественных средств, используемых автором, помимо искреннего и доверительного тона повествования от первого лица, следует отметить такой интересный прием, как название глав, в качестве которых взяты строчки из песен Марио Ланца. С одной стороны, это полностью согласуется с тематикой, концептуальным наполнением произведения, а также привносит ноту лиричности и романтичности, а с другой, это загадка, ключ от которой открывает нам скрытую авторскую интенцию, помогает уловить ведущую тональность, расставить акценты и понять главную мысли, то есть служит аллюзией, эпиграфом к содержанию главы.
Таким образом, Рим – это не просто центральное место действия, это целая модель мира, точнее нескольких полярных миров, связанных, тем не менее, в одно целое тем, что называется человеческие чувства и сама человеческая жизнь. Рим – это символ определенного этапа или образа жизни, которому каждый из центральных персонажей по-своему и в разное время говорит «прощай», но всегда остается надежда, что за этим последует нечто новое, светлое, ведь каждый из нас надеется, что он идет вперед, к счастью, несмотря на то, что этот путь у каждого свой.