Валентин Саввич Пикуль

Валентин Саввич Пикуль появился на свет 13 июля 1928 года в Ленинграде в простой советской семье: отец был рабочим, а мать — домохозяйкой. В период Великой Отечественной войны маленькому Вале пришлось испытать на себе все тяготы первой блокадной зимы. Его с матерью эвакуировали в Архангельск. Вдохновленный всеобщим патриотизмом_ будущий классик советской литературы выучился на юнгу и прослужил на эскадренном миноносце «Грозный» вплоть до победы.
После войны он поступил в военно-морское училище, но вскоре был исключен из-за пробелов в своем образовании. Тогда будущий литератор устроился работать сперва водолазом, а затем — пожарным. Параллельно посещал различные литературные кружки (в том числе под руководством Всеволода Александровича Рождественского) и вошел в круг творческой молодежи.
В 1954 году вышел дебютный роман писателя «Океанский патруль», повествующий о Великой Отечественной войне на море. Критики отметили писательское мастерство молодого автора, а сам он стал членом Союза писателей. Морская тема превратилась в лейтмотив всего его дальнейшего творчества.
В начале 60-х жизнь литератора резко изменилась: он переехал со своей второй женой в Ригу. Чем популярнее становились его произведения среди читателей, тем меньше он нравился властям. Его стиль казался слишком личным и эмоциональным для советского человека. После выхода «Нечистой силы» автор исторических романов попал под разнос комитета по цензуре. Распорядился об этом лично Суслов.
Писатель умер 16 июля 1990 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Его прозвали «русским Дюма» за вольное обращение с историей и умение держать внимание читателя от первой до последней страницы. Иногда его ошибочно называют историком и воспринимают его книги как альтернативу скучным учебникам. Это неправильно: сам же он никогда не претендовал на документальность своих романов и не призывал воспринимать их как реальное описание исторических событий.
За участие в военных действиях был награжден орденом Отечественной войны II степени, а также боевыми медалями. Был лауреатом литературных премий имени Шолохова и Министерства Обороны. Начиная с 2005 года существует Международная премия его имени за вклад в героико-патриотическую литературу.

Экранизации

По мотивам произведений литератора снято восемь телевизионных фильмов и сериалов — «Моонзунд», «Баязет» и т. д. Одной из самых популярных экранизаций считается «Пером и шпагой» с Андреем Макарским в главной роли.

Семья и личная жизнь

Литератор был трижды женат. С первой супругой, Зоей Чудаковой, он развелся из-за бытовых неурядиц. Вторая жена, Вероника Чугунова, была старше писателя почти на 10 лет. Она стала для него настоящей наставницей: помогала вычитывать черновики, давала дельные советы и поддерживала во всех начинаниях. Третий раз писатель женился уже после кончины Вероники.

Список книг
1.      Океанский патруль (1954)
2.      Баязет (1961)
3.      Плевелы (1962)
4.      Париж на три часа (1962)
5.      На задворках Великой империи (1964—1966)
6.      Из тупика (1968)
7.      Реквием каравану PQ-17 (1970)
8.      Моонзунд (1970)
9.      Пером и шпагой (1972)
10. Звёзды над болотом (1972)
11. Мальчики с бантиками (1974)
12. Слово и дело (1974—1975)
13. Битва железных канцлеров (1977)
14. Богатство (1977)
15. Нечистая сила (1979, полностью — 1989)
16. Три возраста Окини-сан (1981)
17. Фаворит (1984)
18. Каждому свое / Под шелест знамен (1983)
19. Крейсера (1985)
20. Честь имею (1986)
21. Каторга (1987)
22. Ступай и не греши (1990)

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Нечистая сила: роман

Скандальная книга о придворных скандалах

Пикуль считал эту книгу лучшим своим произведением, но, на мой взгляд, она относится скорее к разряду худших. Валентин Саввович взялся за сюжет, от которого профессиональные историки и в наши дни брезгливо отмахиваются. За первопроходство Пикулю честь и хвала. Однако ему не хватило ни профессионализма в работе с материалом (этого Пикулю всегда не хватало), ни чувства меры. В результате получился огромный рыхлый «кирпич», посвященный кропотливому, год за годом, пересказыванию скандальной эпопеи Распутина. Если бы автор сократил этот кирпич раза в два, он был бы раза в два лучше. Советские цензоры сделали Пикулю дополнительную рекламу, запретив эту книгу к публикации. Радзинский тему распутинщины живописал определенно лучше, благо он писал позже Пикуля да еще имел историческое образование. Одним словом, в наши дни этот пикулевский «кирпич» определенно не вызывает читательского ажиотажа.

Читать полностью