Первая книга из цикла Виктора Полонского, посвящённого "королеве немого кино" Вере Холодной, позволяет разобраться во внутреннем мире будущей актрисы и ощутить накал страстей в международной политике накануне Первой мировой войны.
Неопытное, юное создание, каким Вера предстаёт в начале повествования (семнадцатилетняя девушка едва окончила гимназию и испытала на себе узы Гименея), вынуждена столкнуться с неимоверной жестокостью, излечиться от иллюзий, перестать доверять людям и понять, что любовь не так уж беззаветна, как хотелось, а жизнь всегда находится на волоске. Да-да, именно контрразведка учит Веру, опутанную паутиной шпионажа, не подавать виду от внутренней боли, держать лицо и примерять на себя различные, доселе неведомые ей амплуа - словом, воспитывает в будущей повелительницы сердец актрису.
Кстати, о контрразведке. Алексей, деверь Веры, втянувший её в опасную игру едва ли не единственный среди всех персонажей романа герой выдуманный (действительно, у Владимира, супруга Веры, был брат, да только был он учёным и снискал славу на этом поприще), все же остальные персонажи (я имею ввиду окружение актрисы) абсолютно реальны, и в подаче этих образов чувствуется не только мастерство автора, но и результат кропотливой работы с источниками и литературой, что несомненно заслуживает уважения.
Слог автора очень лёгок и ироничен, но книга имеет и философский подтекст, выраженный в метаморфозах Веры. Полонский в очень непринуждённой манере вкладывает в очаровательную головку героини глубокие мысли, позволяя на их примере проследить рождение новой, совершенно иной Веры....
Отзывы на книги автора Полонский Виктор
Говорят, что если человеку становится скучно в семейной жизни, он начинает искать себе развлечения (и необязательно амурные) на стороне, нередко абсолютно сознательно отправляясь в логово опасности. Изнывающая от тоски Вера Холодная с лёгкой руки контрразведки принимается за очередное дело, снова едва не стоившее ей жизни...
Светские рауты, на которых по указанию охранки должна бывать актриса, таят в себе опасность для государства - за политесными беседами, прерываемыми выступлениями богемы, скрываются германские шпионы... Впрочем, сама атмосфера салона начала столетия, ненавязчивая подача характерных явлений для литературы чарующего Серебряного века - все это располагает к чтению и формирует благожелательность по отношению к автору и его детищу.
Впрочем, началу двадцатого века свойственны не только салоны и мощный толчок в развитии литературы, но и... гнетущая атмосфера всеохватывающего шпионажа, на фоне которой и выстраивается сюжет "Главной роли Веры Холодной".
Сама героиня взрослеет на глазах, это уже не юное наивное создание, которым была будущая актриса в начале сотрудничества с контрразведкой, а талантливый аналитик, и, что немаловажно для истории - талантливая актриса, умеющая правильно подать себя в той или иной ситуации, расположить к себе и получить необходимые ей сведения. Возможно, Вера меньше, по сравнению с первой частью, раскрывается как человек, но ведь так или иначе образ будущей "королевы немого кино" уже сформирован, можно переключить внимание и на эпоху...
Стоит отметить, что и легкость чтения, характерная для "Загадки Веры Холодной", на мой взгляд, куда-то улетучилась - этот роман более тяжеловесен, несмотря на звучащий красивый слог и виртуозную передачу атмосферы места действия. Хочется надеяться, что и третья часть цикла - "Опасная роль Веры Холодной" не испортит впечатление от предшествующих книг...
По воле счастливого случая (видимо, так было уготовано Судьбой, предсказанной ранее провидицей Кошкиной) Вера Холодная с лёгкой руки контрразведки, своего страшного благодетеля и источника проблем, попадает в кинематограф, и снова звучит прежняя, хорошо знакомая для "королевы немого кино" пластинка с мелодией о поимке шпиона...
К сожалению, последний (на данный момент) роман Виктора Полонского несколько разочаровал по сравнению с прежними частями истории. Автор логично приводит Веру к успеху и славе (впрочем, исходя из сюжета трилогии, именно контрразведка в прямом и переносном смысле "делает из неё актрису"), и такой финал - бесспорно, грамотное, изящное и выгодное решение с точки зрения производимого на читателя впечатления завершение истории. Мир кинематографа захватывает, порой настолько смещая акцент с поиска резидента на служителей Мельпомены, что и забываешь, какова была цель проникновения героини в эту среду. Холодная намного меньше раскрывается здесь как человек, но предстаёт как опытный аналитик, в её действиях читается профессионализм и даже расчёт, что вызывает уважение к ней как к сыщику - самоучке. К сожалению, детективная составляющая романа также оставляет после себя вопросы. Вера находит Ботаника и разоблачает его, но что руководствовало им, с какой целью были учинены убийства - эти вопросы остаются загадкой для читателя, одаривая его поводом для размышления.
Тем не менее, говоря как о цикле в целом, так и об "Опасной игре Веры Холодной", хочется заметить, что все три произведения написаны вкусным, лёгким, изящным слогом, прекрасно отображают время с его веяниями, непередаваемой атмосферой, пороками и новшествами, и стали удачной попыткой обращения к образу Веры Холодной, популяризации личности "великой немой".