Все почему-то называют роман дебютным, но, кажется, у Поляринова есть другой, «нулевой» роман. В любом случае, если автор решил отсчитывать свою литературную карьеру именно с этой книги, стоит уважать его решение. Тем более и роман у него плучился отличным: тут и сказки, и притчи, и реалистичные описания, и размышления о «дивном и прекрасном мире» будущего. Словом, мне понравился, прочла с удовольствием, чего и вам желаю.
Отзывы на книги автора Поляринов Алексей Валерьевич
Линия Киры помогла иначе посмотреть на свою собственную мать. По-моему очень важный роман: выверенный, точный, стройный. Возможно, слегка выхолощенный, но все-равно очень интересный.
Поляринов прекрасен! И его Цент тяжести и эта книга. Спасибо за дополнительную информацию с половинки обложки (как она называется))) - очень интересно было и об авторе побольше узнать, и о создании обложки, я сначала не поняла, что на ней)
Сюжет интригует, пока читаешь боишься отвлечься и всех шорохов вокруг)) Алексей, пишите еще!
Поляринов - моё открытие года! Не ожидала, что мне настолько понравятся его книги! Проза с большой буквы. Я начала знакомство с автором с "Рифа" и осталась в полном восторге! Тема неординарная - секты. То, как автор подошёл к этой непростой тематике, вызывает уважение. А за список использованной литературы отдельное спасибо автору! Рекомендую роман каждому, кому интересна интеллектуальная проза.
Прочитал дебютный роман Поляринова, буквально взахлеб за 3 дня. В книге прекрасно всё:
– интересно выстроенные сюжетные линии главных героев;
– сами персонажи;
– искрометный юмор писателя (цитата примерная «общая беда русских
– точное понимание того, куда движется наша страна со своими «реформами» и новыми «законами».
Короче, читать всем!
Зло имеет много форм и растворено в повседневности. Отними его у нас, - и исчезнет счастье нашей жизни и утешение. Для меня Поляринов - об этом. Отзыв "Эсквайр": Интеллектуальный роман о памяти и закрытых сообществах, которые корежат и уничтожают людей. Поразительно, как далеко Поляринов зашел, размышляя над этим.
«Центр тяжести» - дебютное произведение Алексея Поляринова, известного литературного критика и публициста, отважного переводчика, подарившего русскому миру легендарную книгу современности «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса (к слову, сей подвиг был выполнен совместно с ещё одним героем-переводчиком – Сергеем Карповым, которого мы обязаны персонально представить и поблагодарить). Работа над романом «Центр тяжести», длившаяся в течение семи лет, вероятнее всего велась параллельно с переводом «Бесконечной шутки», и, в этой связи, невозможно не заподозрить наличие параллелей между этими произведениями. Главные герои повествования – два брата (правда, у Уоллеса их было три, а у Поляринова где-то на 100-й странице появляется сводная сестра героев), гениальные дети не менее гениального отца. Вполне естественное и логичное стремление старшего поколения (в особенности чересчур амбициозной матери) вложить в своих детей всё самое прогрессивное и лучшее, создать из них ещё более совершенную версию себя, лишает мальчиков не только банального счастливого детства, но и доверительных, близких взаимоотношений с родителями и, в конечном итоге, психологического здоровья (причем и у разочарованных воспитателей, и у замученных учеников). Героям Уоллеса преодолеть побочные эффекты «призрака великой цели» (термин А. Иванова) помогали наркотики, очищающие их «материнские платы» от раздражительных багов сомнений. Герои Поляринова, часть из которых также попадают в ловушку наркотического забвения, оказываются более устойчивыми и к личным разочарованиям, и к внешним угрозам - надвигающемуся тоталитарному будущему.
Заметим, что сложность романа Уоллеса не ограничивается только заложенными в него десятками проблематик (начиная от личностых и до злободневных социально-политических), а концентрируется в особенностях их изложения - многослойном, нелинейном, дробном. Это многостраничная ролевая эпопея, рассказанная от лица сотен личностей. Роман Алексея Поляринова, объем которого раза в три меньше в отношении и героев, и страниц, и заумных пояснительных комментариев, в три раза доступней для чтения, восприятия и понимания.
«Центр тяжести», по словам одного из персонажей произведения, представляет собой двухчастное произведение. Его первая часть написана в духе «романа воспитания» двух провинциальных мальчишек – Петра и Егора Портных, детей гениального, но не признанного математика, не выговаривающего букву «Д» (Это важно!), а вторая – остросюжетная антиутопия с элементами киберпанка.
В «воспитательной» части мы подробно знакомимся с героями произведения, соболезнуем их хождениям по мукам, то есть бесконечным научным и творческим кружкам и дополнительным занятиям, а также участвуем в детективном расследовании Петро и его друга Александра Грека в поисках пропавшего «Третьего озера». По окончанию школы завершается и воспитательная часть произведения – ребята покидают родной посёлок Рассвет и уезжают учиться в московский университет. Петро, обнаруживающий у себя склонность к освоению иностранных языков, поступает на филологический факультет МГУ, и вместе с другом детства входит в редакцию независимого журнала «Кактус».
Младший брат Петро - Егор, замученный в школьные годы занятиями музыки, находит своё спасение и призвание в программировании. Через пару лет занятий высшей математикой и кодингом, он становится участником закрытой научно-исследовательской Компании, которая разрабатывает нейролингвистические программы по поиску и отслеживанию людей. Это мощнейший инструмент нового поколения, созданный в благих общественных и медицинских целях, на деле становится оружием массового поражения в руках тоталитарной власти. И его первыми жертвами становятся, как это не печально, «внутренние враги» режима. Одной из таких жертв стала сестра героев (появившаяся где-то на 100-й странице романа) - Марина. Она принадлежала к группе эпатажных художников-акционистов «Графт», которые устраивали провокационные перформансы с целью привлечения внимания общественности к важным социальным проблемам. Идею своих перформансов они черпали из книги сказок «Истории камней» Нины Ходжаровой – первой книги матери Петро и Егора. И одной из этих историй, сочиненных для когда-то маленьких мальчиков, была сказка о «Центре тяжести» - людях с камнями в карманах, благодаря которым они могли удерживать силу земного притяжения и продолжить существовать на планете без страха быть унесенными ветрами в неизвестное.
Аналогично героям этой сказки-метафоры, каждый из персонажей второго романа Нины Ходжаровой (и по совместительству первого романа Алексея Поляринова) «Центр тяжести» повествует о людях, ищущих свой центр тяжести – истинный смысл, идею, цель, ради которых стоит жить и не жалко умереть. Первоначально, для Петро и Грека этим смыслом становится их журналистская деятельность, которая направлена на разоблачение скрытых тайн и фальшивого идеализма. А Егор смог реализовать свой потенциал в создании отслеживающих программ, которые в конечном итоге стали губительным оружием для всех его близких.
Однако, в дальнейшем, наблюдая за искалеченной судьбой их сестры Марины, чуть ли не единственной выжившей из объединения «Графта» и потерявшей всё что было дорого её жизни и сердцу, наводит на мысли, что истинный центр тяжести, смысл жизни скрывается не в великих целях, открытиях и подвигах, а в сохранении простых человеческих взаимоотношениях - бескорыстной чистой любви, помощи и взаимопонимании.