И вот, я вновь решил познакомиться с увлекательным миром ретро детектива.
Первый сюрприз, ждавший меня, касался исключительно главного героя, протагониста двух произведений, вошедших в эту книгу. Если тетралогия, которую, я читал несколько лет назад, объединялась неким Осипом Таракановым, полицейским чином, имевшим предельно смешанный прототип (сиречь смесь нескольких реальных полицейских), то книга «Бриллианты шталмейстера», входящая в другой, но связанный с той серией, цикл рассказывает о некоем чиновнике для особый поручений Мечиславе Николаевиче Кунцевиче.
Вот тут мы сталкиваемся с тем, что прототипом литературного Кунцевича был настоящий Кунцевич М.Н., чиновник Санкт-Петербургской Сыскной полиции. По свидетельствам современников — один из самых способных сыщиков русской полиции начала XX века.
И знаете, наверное, тут я пойду против всяческих правил и сделаю громкое заявление: И. Погонину удалось в описании характера и метод своего литературного героя, предать и характер прототипа. Делаю такое утверждение не на пустом месте, ибо если взять записки современников подлинного Кунцевича М.Н., да, пусть даже того же А.Ф. Кошко, невольно складывается образ, так хорошо нарисованный автором. Совпадение – полное. Ладно, довольно лирического отступления, теперь о произведении.
Не стану скрывать, слог у автора великолепный, живой, образный. Вам когда-либо доводилось, друзья, наслаждаться, допустим, чашкой крепчайшего кофе, сваренной мастером в кофейном квартале Аддис-Абебы? Или великолепнейшим штруделем в венской булочной? Да даже простым, свежевыловленным из кастрюльки малосольным огурчиком и знатной кружкой холодного кваса? Вот такое же наслаждение получаешь, читая строки, описывающие и мысли, и чувства, и действие персонажей произведения. Диалоги – чистый мед на израненную душу бедного граммар – наци.
Интрига! Какая интрига! И, если в первой повести, ты не уже к середине повествования точно знаешь, чей преступный замысел, и чьими руками решил автор реализовать, то вторая повесть держит в неведении почти до самого финала. И тем интереснее увидеть (сиречь прочесть) раскрытие преступления, а порой, и целого их букета.
Стоит ли рассказывать весь сюжет, раскрывать всё содержание?
Полагаю, что нет. Не поймите меня неправильно (хотя найдется кто-то, кто поймет именно так), но получить удовольствие от хорошего детектива, в любой его вариации – ретро, фэнтези и т.п., можно только, если ты читаешь сам ту книгу, в которой заключена та самая интрига.
Само собой, если обращаться к более научной трактовке детектива, стоит выделить и загадку (конечно же это преступление), и ход расследования, и разоблачение (то есть раскрытие преступления), которое является обязательной и неустранимой развязкой детектива. Если внимательно посмотреть на классические детективы, то ведущее место в них все же отводится расследованию, поэтому описание характеров и чувств персонажей отходят на второй план. Но, только не у И.Погонина.
Всего несколько слов, для того, чтоб описать внешность того или иного персонажа, и за таким описанием вдруг, как по мановению волшебной палочки, возникает целостный образ или героя, или негодяя, или просто серой личности. Единственный, кто не попадает под это правило – главный герой, потому что с каждым новым делом, мы открываем в его характере, образе новые черты, грани, детали.
Мы живём в эпоху спойлеров, когда слишком нетерпеливый человек заглядывает сразу на последнюю страницу и разбалтывает всем и всюду имя преступника. Чем лишает всех и каждого того подлинного удовольствия разматывания клубка интриги настоящего детектива.
Поэтому, не стремитесь быстрее заглядывать в конец книги. Прочтите, и получите удовольствие. Ловите миг наслаждения от чтения. Настоятельно вам так рекомендую