Итак, прочитан роман Степана Кайманова "Тьма и пламя на бескрайней земле". Честно говоря, когда открывала его, ожидала такое исключительно мужское чтиво, месилово, кишки, вискарь и сиськи, или бояръанимешные кланы, что, в общем-то, полностью бы соответствовало этакому "мужскому" ответвлению жанра. Но нет. Степан - это не тот писатель, который будет тянуться за трендами лишь бы его заметили, лишь бы на этом заработать. Степан - это писатель, который будет творить, себе в удовольствие, ломать шаблоны, позволять героям быть не такими, как все уже привыкли. И, как мы понимаем, когда человек творит, а не пытается втиснуться в узкую жанровую нишу, в итоге получается нечто такое, что будет отличаться от трендового контента - и отличаться, несомненно, в лучшую сторону.
Я не буду пересказывать содержание романа. Здесь я оставлю личные впечатления и мысли, которые меня посещали во время прочтения - а ведь их было немало, что уже позитивно характеризует литературное произведение.
Завязка такова, что мальчик-принц по имени Габриэль, решив посмотреть на земли, с которых был изгнан его народ, отправляется в путешествие. Неподготовленный такой, наивный парнишка, который только и занимался, что с учителями, периодически влюбляясь и разочаровываясь. Покинув дом, он по законам жанра попадает в различного рода переделки, встречает любовь всей жизни и, разумеется, одерживает верх над самым главным злодеем.
Однако, в этом романе для меня приключения не были главным. Наоборот, они были как те три елки, за которыми нужно разглядеть лес.
Как я уже написала выше, когда человек не втискивается в жанровые ниши, а творит, книга получается многоаспектной, затрагиваются вопросы этики, нравственности и морали, герою приходится делать сложный выбор - зачастую такой, который читатели могут и не принять.
Так вот. На протяжении чтения всего романа для меня за приключениями, схватками и любовью миражом маячило второе дно текста - моральный выбор главного героя.
Основной выбор Габриэля - это не ответ на вопрос, хочет ли он вернуться на острова и принять корону. Основной выбор Габриэля - скорее нравственного порядка, как сохранить свою душевную чистоту в совершенно мерзких реалиях, как не потерять человечность, когда люди вокруг - настолько далеки от совершенства, насколько далек от совершенства посредственный злодей, исходящий ядом и злостью ко всем живым.
Честно говоря, когда я дочитала примерно до середины, я постоянно задавалась вопросом "Да какого черта? Да почему?" А сама в голове уже прокручивала примерно следующее "Вот если б это был мой герой, я бы его уже сделала могущественным магом, он бы вернулся и всем накостылял, и захватил бы эти земли", ну и все такое.
Однако, в определенный момент я поняла, что истинная сила Габриэля, этого наивного мальчика, и заключалась в том, что он не стал злодеем, и не вернулся, и не накостылял. И за его плечами не остались горы трупов, и кровавые мальчики не посещали его по ночам, не давая герою стать счастливым. Да, он изменился к концу романа - но не изменил себе, хотя, казалось, только этого и добивались очень и очень многие.
Ну а те, кто делал ему гадости - они просто остались в прошлом, остались совершенно незначимыми и для Габриэля, и для кого бы то ни было.
Резюмируя, скажу, что роман стоит читать тем, кто устал от совершенно форматного одномерного контента, именуемого "коммерческим продуктом", хочет насладиться отменным языком повествования и наличием "слоев" в тексте. Роман можно читать как приключенческое фэнтези, но если заглянуть чуть глубже, то можно разглядеть и актуальную проблематику, и любопытные типажи.
PS. Безумно понравилась отсылка к содержимому дамской сумочки. Выходит, здесь есть даже юмор:) Легкий такой.