Обворожительная баронесса Агата возвращается в Первопрестольную по просьбе подруги Валерии Алабьевой, и тут же оказывается втянута в неясную, но очевидно опасную историю, ценой участия в которой едва не оказалась жизнь героини...
На мой взгляд, роман вносит некоторое разочарование по сравнению с предшествующими двумя частями. Здесь есть и динамичный сюжет, позволяющий раскрыться полюбившимся персонажам, и непередаваемый колорит времени, и атмосфера Масленицы (роман буквально пропитан ароматом блинов), но что-то упорно кажется не так : то ли действие слишком активное, то ти герои не в лучшей форме, то ли безусловно сочное описание празденств произвело впечатление, подобное тому, которое испытал Жано... Впрочем, обо всем по порядку.
Изнемогающий от скуки Алексей Пушкин берется за странное дело дважды умершей госпожи Ферапонтовой и...оказывается поглощенным водоворотом событий. Способом убийств автор избрал булавки (да-да, снова булавки!), но на этот раз - энтомологические. На ленивого и холодного сыщика буквально обрушивается вереница трупов, одним из которых едва не стал труп баронессы, спасенной лишь благодаря удаче... И если Пушкин показан здесь в каноническом (насколько можно судить по трём книгам) образе, то к образу его визави остаётся много вопросов.
По сравнению с предшествующими частями, здесь чертовски мало сцен с участием Агаты и Алексея, да и сама баронесса показана лишь как жертва, но не как проницательная дама, мастерски манипулирующая людьми. Сюжетная линия снова остаётся недосказанной, что вселяет надежду на продолжение истории...
Семейство Алабьевых откровенно раздражает и заставляет удивляться, как в одной семье можно было намешать столько пороков и страстей. Впрочем, в жизни бывает всякое, особенно если на горизонте появляются деньги. Преступники и их мотивы кажутся здесь совершенно омерзительными, и, глядя на такую семью, невольно становится грустно - Чиж пишет правду. Сколько их, вот таких вот семей, где жизнь родных людей поставлена на кон из-за денег?...
Неожиданно для меня "Выгодный риск" стал, прежде всего, не детективом, а книгой о Масленице - чего стоит только беспощадная встреча французского инспектора с русскими традициями...Если хочется ощутить аромат блинов и мысленно оказаться с полюбившимся героями в шумной Москве конца девятнадцатого века - рекомендую к прочтению!