Трилогию Кристофера Нолана о Темном рыцаре принято считать образцом «умного» супергеройского кино и поучительным примером того, как можно возродить репутацию персонажа, испорченную предыдущими неудачными проектами. Однако наследие, оставленное фильмами британского режиссера, все-таки не столь однозначно. Давайте вспомним, как все создавалось.
Энциклопедия DC Comics Твердый переплет ₽
В 90-е «Бэтмен» побывал странной, но завораживающей сказкой в руках Тима Бертона и неоновым карнавалом под руководством Джоэла Шумахера. Причем за оказавшийся кассовым и творческим провалом фильм «Бэтмен и Робин» Шумахеру приходится извиняться до сих пор. Катастрофа остановила успешный киноконвейер и заставила Warner Bros. задуматься о смене подхода к съемкам. Молодая звезда Даррен Арановски хотел сделать экранизацию «Года первого» Фрэнка Миллера, изобразив Готэм в стиле жестокого Токио. Свои сценарии предлагали братья (тогда еще) Вачовски и Джосс Уидон, но боссы студии отвергли их варианты.
Наконец, нашелся режиссер, чье видение убедило «Уорнеров». Им стал британец Кристофер Нолан, известный нестандартными триллерами: реверсивным «Помни» и «Бессоницей», ремейком норвежского фильма 1997 года. Нолан предложил показать то, чего еще не было на большом экране: историю происхождения Бэтмена.
«Бэтмен: Начало» оказался новаторским. От других супергеройских картин того времени его отличает предельный реализм и внимание к каждой детали: как Брюс Уэйн укреплял тело и преодолевал страхи, откуда взялся символ летучей мыши, как создавались плащ, маска и гаджеты супергероя. Напоминающий гоночный болид Бэтмобиль 90-х сменил похожий на БТР Тумблер. В мире нолановского Бэтмена трудно представить Пингвина или Ядовитый Плющ, зато нашлось место для использующего ужас в качестве оружия Пугала и организации ниндзя во главе с Ра’с аль Гулом. В конце фильма не только прозвучал намек на злодея из следующей части, но и состоялся важный разговор между Бэтменом и лейтенантом Гордоном. Последний заметил, что герой многое сделал для очищения улиц Готэма от преступности, но ситуация ухудшится, потому что мафия захочет вернуть утраченные позиции.
Это и произошло в «Темном рыцаре». Организованная преступность начала страдать не только от рейдов Бэтмена, но и от ограбления Джокером их собственных банков. Персонаж Хита Леджера объявляется как носитель хаоса, как ответ на решительные действия Темного рыцаря. Он объясняет герою, что тот изменил все, и теперь возвращения к старым правилам «полицейские против мафии» быть не может. Парадоксальным образом он заставляет Бэтмена задуматься о том, что без него было бы лучше.
Параллельно развивается линия другого рыцаря — Белого. Амбициозный окружной прокурор Харви Дент устраивает облаву на трудноуловимых преступников. Несколько раз в фильме звучит мысль о том, что прокурор — куда больший герой, потому что действует в рамках закона, не скрывая лица. Дент озвучивает важный тезис: герою важно вовремя уйти, чтобы не превратиться в злодея в глазах общества.
Махинации Джокера вынуждают Бэтмена сделать сложный выбор, чтобы сохранить все хорошее, чего успели добиться герои. Дворецкий Уэйна Альфред подчеркивает важность Темного рыцаря: будучи больше символом, чем человеком, тот может принять решение, с которым обычный человек не справился бы.
«Темный рыцарь» превратился в эталон супергероики, не будучи супергеройским фильмом по жанру: это скорее криминальная драма с элементами триллера. Масштаба картине добавила идея о бесконечном противостоянии Бэтмена и Джокера, которое будет длиться, пока один не убьет другого.
Третьего фильма о Темном рыцаре от Кристофера Нолана могло и не быть. Режиссер считал, что достаточно полно высказался о Бэтмене и показал логичный (и, пожалуй, наилучший) итог его деятельности — победу над преступностью, пусть и добытую путем лжи.
Впрочем, Нолану все же удалось найти угол, с которого он еще не освещал Бэтмена. Если первый фильм трилогии рассказывал о борьбе со страхом, второй — о противостоянии энтропии, то темой третьего стало преодоление боли. Спустя восемь лет после событий «Темного рыцаря» Бэтмен встретился с противником, также прошедшим школу Лиги Теней и даже превосходящим его по силам — Бэйном. Тот обличил ложь, на которой строился безопасный режим Готэма.
Темному рыцарю приходится признать, что его физические возможности не безграничны, что он не сможет вечно быть на страже порядка в городе. Но это и не нужно: при должном уровне подготовки, наличии морального стержня и достаточных ресурсах символом может быть кто угодно. Это одна из главных идей, заложенных в «Темном рыцаре: Возрождении легенды».
За три фильма Кристофер Нолан рассказал нам все о Бэтмене: откуда он взялся, что им движет, что нужно, чтобы его сломить. На примере Темного рыцаря можно выделить несколько супергеройских постулатов. По Нолану супергерой неизбежно ввязывается в гонку вооружений: когда у кого-то есть гаджеты лучше, машина быстрее или броня прочнее, герой перестает быть «супер». Он должен быть готов приносить жертвы, в первую очередь свою личную жизнь. Пожалуй, только Брюс Уэйн может позволить себе прыгать по крышам и вести изнурительные рукопашные бои ночью, а днем отсыпаться на заседаниях совета директоров. Как и у профессионального спортсмена, карьера супергероя строго конечна, причем из-за рисков, физических и нервных перегрузок она едва ли может превысить десять лет.
Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных Твердый переплет 832 ₽ 1067 ₽ -22% В корзину
Нолан установил для реалистичной супергероики слишком жесткие рамки, в которых нельзя было бы снять фильмы о таких персонажах, как Флэш или Зеленый Фонарь. Но из-за широкого признания его фильмов Warner Bros. не могли отказаться от заданного «Темным рыцарем» серьезного настроя в последующих картинах. Лишь недавно фильмы студии начали выбираться из тени, отброшенной крыльями летучей мыши.
Можно сказать, что Кристофер Нолан сам сыграл Бэтмена для DC: пришел, задал планку, до которой никто до сих пор не может дотянуться, и ушел в надежде, что оставляет город в надежных руках. Будущее супергеройских комиксов — не в подражании нолановской трилогии, а в стремлении, как и он, создать что-то радикально новое.
Игорь Хованский, «Мир фантастики»