4 октября 2018 года в российский прокат выходит атмосферная и безбашенная драмеди от одного из основоположников независимого афроамериканского кино Спайка Ли. Кассовые сборы «Черного клановца» уже в пять раз превысили затраченный на него бюджет и составляют более 75 млн долларов. Еще бы! Ведь не так давно в Каннах режиссеру удалось заполучить Гран-при знаменитого кинофестиваля, особое внимание жюри, а заодно и бурную зрительскую овацию длиной в шесть (!) минут.
История первого «черного копа» департамента полиции в Колорадо-Спрингс, рассказанная Роном Сталлвортом еще в 2015-м, кажется невероятной. Только представьте: в самом начале своей карьеры молодой и предприимчивый следователь-афроамериканец додумался до того, чтобы под прикрытием внедриться в Ку-Клукс-Клан, и не просто получил на это разрешение начальства — его опасное расследование продлилось несколько месяцев, затронув сотрудников силовых ведомств страны, а «Великий магистр» Дэвид Дюк в какой-то момент даже начал считать полицейского своим другом... А теперь присядьте, чтобы не упасть: все это было на самом деле!
Книга Рона основана на реальных событиях, которые происходили с ним в 70-е годы прошлого века. Как ему удалось все это провернуть? Очень просто: он общался с клановцами по телефону, а для личных встреч полицейскому выделили белого напарника. Было бы глупостью упустить такой шанс и не экранизировать уморительные и жестокие мемуары, но Сталлворт не каждому был готов доверить свое детище. В итоге проект достался студии QC Entertainment, а его продвижением занялась команда, выпустившая в 2017 оскароносный триллер «Прочь».
Естественным образом, среди критиков нашлись и посчитавшие актерский состав никуда не годным, но все же нужно признать, что в действительности кастинг оказался скорее удачным. Недаром Джона Дэвида Вашингтона (звезду сериала HBO «Футболисты» и сына неподражаемого Дензела Вашингтона) на главную роль прочил сам Сталлворт, а белым напарником наглого копа стал лучший в мире Кайло Рен — Адам Драйвер (кстати, в его копилке есть еще одна знаковая роль — в «Молчании» Скорсезе). Защитник гражданских прав чернокожих американцев Квейм Тур в исполнении Кори Хоукинса («Ходячие мертвецы») и старик Джером Тёрнер, которого сыграл легендарный Гарри Белафонте, — выглядят столь харизматично и убедительно, что мы будто переносимся в то время, когда они боролись с насилием и несправедливостью по отношению к своим «цветным» собратьям. Телепортацию во времена стильных джинсов и расцвета рок-культуры помогает завершить потрясающий саундтрек и многочисленные отсылки к культовым блэксплотейшн-лентам.
Знатокам в области политики придется по душе образ до смешного нелогичного и самодовольного Дэвида Дюка, созданный Тофером Грейсом («Человек-паук: Враг в отражении»). Вряд ли оставит кого-то равнодушным и сильно смахивающий на Дональда Трампа персонаж Алека Болдуина, готовящий речь для выступления на телевидении.
Также в картине есть на что посмотреть любителям красивых девушек и не вполне уравновешенных персонажей. Перевоплотившаяся в подобие молодой Пэм Гриер — «крепкий кофеек» 70-х — прекрасная Лора Харриер («Человек паук: Возвращение домой») шикарно смотрится в роли пробивной пассии главного героя, а из финна Яспера Пяяконнена («Викинги») получился такой яркий фанатик-психопат, что нам нисколько не приходится жалеть о том, что этих персонажей придумали сценаристы — они могли бы попасть и в книгу, но, к сожалению, жизнь не свела с ними автора.
Вообще, стоит отметить, что находки съемочной группы заметно украсили сюжет Сталлворта. История о линчевании Джесси Вашингтона, рассказанная юным активисткам Джеромом Тёрнером, пробирает до дрожи и напоминает нам о настоящих зверствах людей, охваченных расисткой идеологией. Сделав персонажа Адама Драйвера евреем, осознавшим по мере погружения в мир Ку-Клукс-Клана важность памяти о своих корнях, авторы сценария затронули важную тему, которой в книге было посвящено множество страниц, сэкономив при этом экранное время. Исключением является разве что неудачная шутка про парочку белых террористов с психологией жертвы и (видимо, для усиления комического эффекта) достаточно пышными формами.
Если после просмотра динамичной и яркой картины Спайка Ли вам будет все еще трудно поверить в то, что большая часть происходящего на экране имела место в реальной жизни, вы всегда сможете вернуться к книге, в которой, помимо прочего, представлены подлинные фотографии и документы из личного архива Сталлворта.