Каждая женщина хотя бы раз в жизни была недовольна своим отражением в зеркале. Каждая женщина хотя бы раз в жизни думала о том, что было бы неплохо что-нибудь в себе изменить, скажем, слегка уменьшить нос, или увеличить грудь, а лучше и то и другое, не говоря уже о том, чтобы избавиться от парочки лишних килограмм. Испокон веков (не-)красавицы озабочены «тюнингом» природных данных. Между прочим, еще в XIII веке итальянские женщины, стремясь походить на секс-символ своего времени, Беатриче, морили себя голодом и часами просиживали на раскаленных крышах своих флорентийских домов, выжигая на солнце волосы. Каково, а? А вы бы решились на такую бьюти-процедуру ради золотистых локонов? То-то же.
Редактор eksmo.ru Саша Баринова рассказывает, почему стоит посмотреть сериал «Диетлэнд».
Хочу быть худой — хочу быть как все
К счастью, современный мир предлагает куда менее душераздирающие способы избавиться от бесполезного и приобрести нужное. Скажем, всегда можно воспользоваться безаммиачной краской для волос или... оплатить операцию по шунтированию желудка. Именно через эту процедуру и предстоит пройти главной героине сериала «Диетлэнд» (Джой Неш), снятого по одноименной книге Сарей Уокер. Ее зовут Алисия, впрочем, она всем представляется Плам, что в переводе с английского означает «слива», настоящее имя женщина бережет для особого случая — похудения. А пока вес Плам перевалил за критическую отметку в 130 кг, о красивом имени и красивой жизни нечего и мечтать.
Да что там, в отношениях с собой у Плам, кажется, далеко до гармонии. И если в сериале все выглядит не так уж печально (сценаристы даже прописали в сюжете некое подобие романтической линии для толстушки — роль потенциального возлюбленного исполнил Адам Ротенберг), то роман буквально пестрит подробными описаниями тоски по поводу внешнего несовершенства. Что ж, это вполне похоже на правду. Нас так давно и так достоверно пугают тяготами «толстой» жизни, что хочешь-не хочешь, а оденешься во все черное, чтобы спрятать десяток лишних килограмм... или несколько десятков...
Любви в романе не будет, вместо этого Плам обзывают на улице случайные прохожие, работать ей приходится из дома. В мире глянца, где она помогает главному редактору журнала для девочек разбирать почту, ей нет места, впрочем, как и нет места в любом другом пространстве. Мир не принимает пышек, как и любых других, кто хоть сколько-нибудь отличается от серой массы. Стань частью толпы, и будет тебе счастье, короче говоря. И Плам, похоже, собирается сделать все, чтобы добиться заветной цели.
Очередная приторная история волшебного преображения из дурнушки в принцессу, подумаете вы. А вот и не угадали! На этот раз за оборками, блестками и прочей красотой прячется кое-что интересное — попытка принять себя в имеющемся виде. Нынче подобное самопринятие называется модным словечком «бодипозитив». Впрочем, феминистки давно превратили его в очередной способ борьбы с патриархатом. Каким образом? «Диетлэнд» расскажет и покажет. Наглядно.
«Нет» — это значит «нет»
Сериал затрагивает и еще один важный женский вопрос. Проблема равноправия полов сейчас в тренде, так что появление «Диетлэнда» — событие весьма своевременное. «Пришло время поговорить об этом начистоту», — как будто бы говорит Уокер.
Экранизировала роман, конечно же, женщина, Марти Нокс, превратив «Диетлэнд» из неторопливого детектива с долей юмора в остросюжетный и все-таки очень женский блокбастер для тех, кто поддерживает борьбу прекрасных дам против патриархального общества, и для тех, кто все еще ничего о ней не знает.
Это происходит каждый день, говорят Уокер и Нокс в один голос: с вашими соседками по подъезду, с вашими коллегами, с девушкой из метро, недалеко от вас, вокруг вас, с вами. За широкой спиной толстушки Плам, которая не вписывается по габаритам в современный американский социум, скрывается еще одна проблема — насилие над женщинами. Сериал в этом плане служит отличной иллюстрацией к книге. Потаенные страхи каждой женщины здесь выдвинуты на первый план, их препарируют под микроскопом и... одержат над ними победу.
Героини «Диетлэнда» предлагают кардинальное решение проблемы — агрессия против агрессии. Вторая сюжетная линия сериала посвящена загадочной женской группировке, ставящей своей главной целью уничтожение насильников. В телеверсии история радикальных феминисток будет возникать короткими вставками, только к финалу обретая конкретные очертания, и тогда от женского гнева не уйдет никто. Даже сама Плам, постигнув науку самопринятия, вдруг открывает в себе не любовь ко всему сущему, что было бы вполне логично, а... ненависть. Пожалуй, в таком ключе об обретении гармонии во злобе не говорил еще никто. Что ж, Уокер и Нокс будут первыми, вопрос остается только в том, насколько подобная идея жизнеспособна, негатив вещь деструктивная.
И все-таки, трудно назвать сериал, который вышел бы настолько вовремя, да еще и заставил наконец посмотреть на происходящее реальным взглядом. Нам действительно пора поговорить об этом и решить, где обосновалась реальная трагедия, а где — надуманная проблема.
Свобода или отрицание недостатков?
«Диетлэнд» утверждает: чтобы чувствовать себя полноценным, свободным человеком, совершенно не обязательно весить пятьдесят килограмм, посещать косметолога раз в неделю и одеваться как девушки с обложек модных журналов.
Другое дело, чем именно готова пожертвовать женщина ради пресловутой свободы от предрассудков? Позволить себе таскать на собственном позвоночнике шестьдесят лишних килограмм, плюнуть на собственное здоровье, отказаться от естественной женской функции выносить и родить здорового ребенка и назвать все это «бодипозитивом»? Сомнительно.
Честное слово, чем ближе развязка захватывающей истории, тем чаще хочется с высоты своих не пятидесяти килограмм как Станиславский крикнуть: «Не верю!». Я вполне готова согласиться с тем, что любовь к еде вещь труднопреодолимая, а уж когда речь заходит о венских вафлях, коржиках со сливочным маслом и аппетитных пирожных, контролировать себя становится совсем непросто, но давайте не будем путать любовь к естественной красоте и распущенность. Принимать себя такой, какая ты есть, не равно закрывать глаза на реальные недостатки. И нет, даже самая вкусная в мире еда не стоит тех вещей, которые исключает ее избыток.
Увы, феминизм, как и любое движение, не приемлет граней и оттенков, оставляя женщинам минимальный выбор: за или против, да или нет. Третьего не дано. И «Диетлэнд» яркое тому подтверждение.
В любом случае, расценивать создание Нокс как легкую сказочку о женской судьбе на выходные не получится — придется как следует потрудиться и над запутанным сюжетом, и над нетривиальной концепцией. И, кстати, прочитать роман «Диетлэнд» я тоже советую. Как ни странно, первоисточник от телеверсии отличается кардинально, за исключением, пожалуй, основной идеи — закончилось время женщин, которые молчат, теперь они готовы к настоящей борьбе за свое место.