Впервые Пулитцеровская премия за лучшую драму вручалась в 1918 году. В течение XX века ее удостаивались такие классики американской драматургии, как Юджин О’Нил (также лауреат Нобелевской премии по литературе), Теннесси Уильямс, Артур Миллер, Торнтон Уайлдер, Нил Саймон и многие другие. По пьесам этих авторов ставились не только замечательные спектакли, но и снимались фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа.
Мы решили вспомнить три наиболее примечательные картины.
«Трамвай „Желание“»
Год: 1951
Режиссер: Элиа Казан
Теннесси Уильямса можно с уверенностью назвать самым популярным американским драматургом XX века. Он дважды становился лауреатом Пулитцеровской премии, его пьесы до сих пор идут в сотнях театров по всему миру. Его знаменитая драма «Трамвай „Желание“» (именно она получила первого Пулитцера) была экранизирована в 1951 году. Картину снял один из наиболее знаковых голливудских режиссеров тех лет Элиа Казан.
Фильм считается киношедевром 50-х годов. Он был выдвинут на восемь «Оскаров» и взял четыре золотые статуэтки. Награды достались исполнителям ролей второго плана Карлу Молдену и Ким Хантер, а также несравненной Вивьен Ли за роль Бланш Дюбуа. А вот Марлону Брандо пришлось ждать своего «Оскара» еще несколько лет. Но для него роль Стэнли Ковальски стала во всех смыслах прорывной. Молодой актер прославился на всю страну, и его буквально засыпали предложениями.
Накал страстей, харизматичные актеры, удачные режиссерские приемы — все это «Трамвай „Желание“». Классическое кино по классической пьесе.
«Смерть коммивояжера»
Год: 1951
Режиссер: Ласло Бенедек
«Смерть коммивояжера» называют американским «Королем Лиром». За эту пьесу Артур Миллер получил Пулитцеровскую премию в 1949-м. Экранизирована она была в том же году, что и «Трамвай „Желание“». Фильм выдвинули на пять «Оскаров», но... внезапно началась «охота на ведьм».
Миллера обвинили в симпатиях к левым, поскольку тот отказался подписывать антикоммунистическое письмо, а историю Вилли Ломана начали рассматривать как «антикапиталистическую пропаганду». Columbia Pictures сняла еще одну короткометражную ленту под названием «Жизнь коммивояжера», которая демонстрировалась перед показами основной картины. Эта поделка восхваляла значимость работы торговых агентов, осуждая персонаж Ломана. Миллер писал в то время: «Никогда в истории шоу-бизнеса студия не тратила такие хорошие деньги, доказывая, что ее фильм не имеет смысла».
Как итог: ноль «Оскаров». Зато картину тепло встретили на Венецианском кинофестивале. Да и в наши дни история коммивояжера-неудачника смотрится на одном дыхании.
«Кто боится Вирджинии Вулф?»
Год: 1966
Режиссер: Майк Николс
По масштабу своего таланта Эдвард Олби мало в чем уступал Теннесси Уильямсу и Артуру Миллеру. Доказательство тому — три Пулитцеровские премии за лучшую драму. Он умер недавно — в 2016 году, и с ним ушла целая эпоха в драматургии Соединенных Штатов. Самая известная его работа — «Кто боится Вирджинии Вулф?». Это камерная пьеса, в которой всего четыре действующих лица, две семейные пары. Но мы видим на их примере модель всего американского общества тех лет. Общества в кризисе.
За нее драматург должен был получить Пулитцеровскую премию в 1963-м, но жюри сочло драму «слишком вульгарной» и решило удержать награду. Однако и публика, и критики понимали, что Олби заслужил ее. Понимали это и голливудские продюсеры.
Уже в 1966 году в прокат вышла одноименная лента Майка Николса с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в главных ролях. Итог превзошел успех «Трамвая „Желание“»: восемь номинаций на «Оскар», пять из которых фильму удалось взять. Разумеется, золотая статуэтка за лучшую женскую роль досталась несравненной Тейлор.