Что такое классический детектив Агаты Кристи? Уютное чтиво, в котором, несмотря на преступление, есть милые подробности быта, тонкий британский юмор и симпатичные, немного карикатурные портреты представителей разных сословий и национальностей. Мы знаем, что порядок нарушен лишь временно, и гениальный сыщик обязательно раскроет дело.
Что такое тот же самый детектив глазами современного режиссера? Это динамичная история со спецэффектами: если в фильме что-нибудь не взорвется и не перевернется, а главные герои не подерутся хотя бы раза три за двухчасовую картину, зрители могут посчитать фильм скучным. Однако режиссер Кеннет Брана доказал, что английский детектив вполне может превратиться в драму с элементами боевика, не потеряв при этом своей элегантности.
«Убийство в Восточном экспрессе» — близкий к тексту пересказ знаменитого романа. В очередной раз знаменитый сыщик пытается уйти в отпуск, в очередной раз в пути его застает преступление, которое необходимо раскрыть. Брана, бережно перенес на экран сюжет, но не удержался от того, чтобы не поправить легендарную писательницу. В этой картине менее заметны различия между людьми из разных стран, зато тема расизма играет не последнюю роль в истории. Брана избавился от британского полковника Арбэтнота и греческого доктора Константина Ставроса, чтобы заменить обоих чернокожим однофамильцем полковника, врачом и солдатом в одном лице.
Право на национальную идентичность получили Эркюль Пуаро с его смешным бельгийским акцентом и героиня Пенелопы Крус — Пилар Эстравадос, которая в оригинальном варианте была шведкой Греттой Ольсон. Зато Мэри Дебенхэм, искусно прописанная Агатой Кристи британская гувернантка, превратилась в обычную кокетку, готовую первой заговорить с Пуаро.
Актерский состав картины ослепляет: не считая Пенелопы Крус, в великолепный поезд Стамбул-Кале-Лондон сели Дэйзи Ридли, прославившаяся ролью Рей в фильме «Звёздные войны: Пробуждение силы», Джонни Депп, мастерски сыгравший гангстера, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо и другие звезды. В роли венгерского графа Андрени выступил знаменитый артист балета Сергей Полунин. Роль Эркюля Пуаро оставил для себя Кеннет Брана. Он отошел от комического образа знаменитого сыщика, сделав этого персонажа едва ли не романтическим героем. Во всяком случае, патетики в характере Пуаро-Брана уж точно хватает, как и недюжинной физической силы. Седеющий детектив лихо бегает, метко стреляет, не боится боли и холода. Ни дать ни взять супергерой. Кстати, герои фильма то и дело пытаются назвать его «Геркулесом».
Брана то и дело оглядывается на предшественников. Многие сцены его картины покадрово повторяют британскую ленту 1974 года, которая стала первой экранизацией романа. Дело здесь не в недостатке фантазии, а в продолжении преемственности по отношению к немногим хорошим экранизациям Агаты Кристи. Фильм снят на сверхширокую 70-миллиметровую пленку, этот прием позволяет показать детали фона и подчеркнуть глубину кадра («Бен-Гур», «Лоуренс Аравийский» и «2001 год: Космическая одиссея» сняты в том же самом формате). Если вам повезет и вы сможете попасть в специальные кинозалы, то и впрямь окажетесь в великолепных интерьерах поезда и насладитесь атмосферой происходящего.
Итак, дамы и господа, занимайте места согласно купленным билетам, путешествие начинается!