В 1969 году, в самый разгар Войны во Вьетнаме и протестного движения, вышел, пожалуй, один из самых знаковых антивоенных романов в литературе Соединенных Штатов XX века — «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. Его можно смело поставить в один ряд с произведениями Эрнеста Хемингуэя, Джозефа Хеллера, Томаса Пинчона, Нормана Мейлера и других культовых американских авторов прошлого столетия.
«Бойня номер пять» — автобиографический роман Воннегута. Писатель попал в плен на Западном фронте во время Второй мировой войны и был свидетелем одного из самых страшных военных преступлений — бомбардировки Дрездена.
Вот что пишет об этой книге известный филолог и писатель Андрей Аствацатуров в своей статье «Поэтика и насилие»: «Читателю предлагается несколько однотипных попыток, представить дрезденскую бойню как событие, вернувшее миру смысл. Для генерала А. Икера и чикагского профессора дрезденская операция — акт возмездия за военные преступления немцев в Европе (бомбежки Лондона и Ковентри) и Холокост, т. е. восстановление статус-кво. Однако восстановить справедливость и истину в мире невозможно, ибо их нет изначально. А попытка осуществить это — не более чем стремление стоящего над жизнью субъекта применить к миру свою власть. Истины и идеалы фиктивны в любом случае. Их поиск или защита продиктованы жаждой тотального господства, которую человек может и не осознавать. Дрезденская операция — лишь частный случай, иллюстрирующий общее правило. Оно подтверждается в романе упоминанием крестовых походов и бомбежки Хиросимы. Причем каждая из упомянутых акций неизменно сопровождается доказательством ее целесообразности».
Роман был экранизирован Джорджем Роем Хиллом спустя три года после публикации. Война во Вьетнаме все еще продолжалась, поэтому картина оказалась злободневной. Лента собрала восторженные отзывы критиков и получила премию «Хьюго» за лучшую киноадаптацию, а режиссер фильма был удостоен приза жюри Каннского кинофестиваля. Да и сам Курт Воннегут был вполне доволен результатом. Вот как он отзывался о ней в одном из интервью: «Я весьма признателен Джорджу Рою Хиллу и компании Universal Pictures, которые создали безукоризненную экранизацию моего романа „Бойня номер пять“. Каждый раз, когда я смотрю этот фильм, я пускаю слюни и радостно хихикаю, потому что он необычайно гармонирует с теми чувствами, которые я испытывал, когда писал этот роман».
Авторы ленты действительно бережно обошлись с текстом-первоисточником и допустили лишь незначительные отступления от его сюжета. Актерский состав подобран грамотно, исполнитель роли Билли Пилигрима Майкл Сакс словно был рожден для нее (собственно, благодаря ней он во многом и вошел в историю кинематографа).
Фильм Джорджа Роя Хилла — одна из лучших антивоенных картин XX века. Яркая, правдивая, философская. Та вещь, которую нужно посмотреть. Но лучше все-таки начать с романа.