Этот фильм стоило бы включить в школьную программу и показывать его тем, кто так или иначе оправдывает ужасы войны ура-патриотическими мотивами. Режиссер Льюис Майлстоун, пожалуй, один из немногих авторов в истории кино, кому удалось рассказать жестокую правду о том, что реально творилось на фронтах Первой мировой войны.
Драма «На западном фронте без перемен», вышедшая в 1930 году, стала революционной для своего времени (как и роман-первоисточник Эриха Марии Ремарка). Вопреки всем законам Голливуда, хэппи-энда в картине нет. Как и в романе, главный герой здесь погибает от пули снайпера (о судьбах его товарищей можно промолчать). Продюсер Карл Лэммле был крайне недоволен таким поворотом событий и требовал от Майлстоуна оставить Пауля Боймера в живых. Однако автор фильма твердо стоял на своем: если делать хэппи-энд, надо, чтобы войну выиграли немцы, и конфликт на этом был бы исчерпан.
А конфликт, конечно, не исчерпан. То ли еще будет! Не за горами Вторая мировая, и уже в начале 30-х Геббельс лично сорвал премьеру фильма в Берлине (кстати, сам «кровавый доктор» не участвовал в войне). В Германии картина была официально запрещена. И, видимо, для милитаристов и пропагандистов это был единственный выход. После просмотра ленты уже не веришь ни пропагандистам, ни ораторам, ни политиканам, отправляющих тысячи молодых ребят на убой ради своих призрачных идей.
Фильм получился настолько реалистичным, что исполнитель главной роли, Лью Эйрс, после съемок остался убежденным пацифистом. В начале 40-х, когда США вступили в новую Мировую войну, он оказался в числе тех, кто отказался служить в боевых частях, что спровоцировало скандал в обществе. Эйрс служил в американской армии инструктором по оказанию первой помощи, затем санитаром и помощником капеллана на Тихоокеанском фронте. А вот режиссер фильма, Льюис Майлстоун, принадлежал еще к тому, «потерянному поколению», которому пришлось хлебнуть горя раньше — на Первой мировой. В его памяти остались и страшные бои, и убитые солдаты, и грязь передовой. Все это есть и в фильме: от разлагающихся трупов до вшей и крыс.
Батальные сцены снимали на 20 акрах земли в Калифорнии, которые специально для этого были превращены в лунный пейзаж. Тут находилось более 2000 актеров и статистов, впервые в истории звукового кино на площадке использовался огромный подъемный кран с камерой, а также подвижные кинокамеры.
В год выхода картина получила сразу две премии «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», однако это не помешало прокатчикам то и дело урезать ленту, сократив ее, в итоге, до половины. Сейчас фильм восстановлен и его можно посмотреть в сети. Что мы и призываем вас сделать. Это одна из лучших картин о Первой мировой войне.