«Сколько людей рассказывали эту историю? И кто из них не соврал?» — спрашивает один из героев «Расёмона». В фильме Акиры Куросавы лгут все, даже те, кто уже умер.
Япония, XI век, в лесной чаще находят убитого самурая, его жена изнасилована, а разбойник, виновный в этой трагедии, пойман. Преступление, спасаясь от дождя в воротах Расёмон, обсуждают трое случайных незнакомцев: прохожий, странствующий монах и дровосек. Выясняется, что у каждого участника событий своя версия произошедшего: одну историю рассказывает разбойник, совершенно другую — его жена, третья у духа самурая, вызванного женщиной-медиумом. Есть что рассказать и дровосеку, который видел, что произошло, но утаил ряд подробностей в суде.
Картина снята по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», однако название Куросава позаимствовал из другой новеллы того же автора — «Ворота Расёмон». Главные роли сыграли звезды японского кино Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура, Минору Чиаки, Китидзиро Уэда, Норико Хонма и Дайскэ Като. Ленту причисляют к жанру дзидайгэки, под которым обычно понимаются костюмно-исторические фильмы. Однако режиссер решил ограничиться минимальными средствами и для передачи эпохи, и для построения сюжета.
«Я всегда любил немые фильмы и хотел восстановить их красоту. Я думал об этом, как мне помнится, в следующем ключе: одна из техник современного искусства — упрощение, и поэтому я должен упростить этот фильм», — вспоминал Акира Куросава.
Фильм пессимистичен, несмотря на «светлый» конец, в котором дровосек берет к себе ребенка-найденыша. Согласно легенде, Куросава долго ждал, когда над декорацией ворот появится туча. Режиссеру нужно было доказать: в любой момент то благостное чувство, пробужденное дровосеком в случайных товарищах, может испортиться. Черный дождь, от которого спасаются люди (для усиления эффекта Куросава подкрашивал воду чернилами), — метафора неизбежности и повсеместности зла.
«Расёмон» вышел на экраны в августе 1950 года. В это время картину не готовы были принять на родине режиссера, в Японии. Ведь страна все еще лежала в руинах: после Второй мировой войны прошло всего пять лет. Однако на Западе она произвела настоящий фурор: среди ее наград премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, «Золотой лев» и «Премия итальянских критиков» Венецианского кинофестиваля.
На сегодняшний день это самый известный японский фильм, который на десятилетия опередил свое время и вошел в золотой фонд мирового кинематографа.