В американском кинематографе XX века найдется не так много картин, которые повлияли не только на искусство, но и на общественную жизнь и настроения всей страны. И фильм «Убить пересмешника» режиссера Роберта Маллигана как раз одна из таких знаковых лент. Достаточно вспомнить время, когда она вышла в прокат: 1962 год. На самом пороге «бурных 60-х».
Потихоньку набирало обороты движение за гражданские права и отмену сегрегации в южных штатах, и фильм с Грегори Пеком в роли адвоката Аттикуса Финча, решившегося защищать чернокожего в суде, подействовал как катализатор перемен. Картина была снята по одноименному роману Харпер Ли, которая была удостоена за него престижной Пулитцеровской премии в 1961 году.
По известной литературной легенде, помог ей в написании этой книги Трумен Капоте. «Убить пересмешника» — один из наиболее ярких образцов американской южной готики. Харпер Ли продолжила тему, начатую такими авторами, как Уильям Фолкнер и Томас Вулф. После того, как на всю страну прогремел фильм, тиражи ее книги выросли в десятки раз, и писательница могла больше ничего не писать (что она, по сути, и сделала, ее второй и последний роман «Пойди, поставь сторожа» вышел за год до ее смерти).
Но вернемся к картине. Она стала лучшей в кинокарьере режиссера Роберта Маллигана и исполнителя главной роли Грегори Пека. Последний получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, при этом лента номинировалась на восемь наград Американской киноакадемии и взяла три из них. Действительно, фильм идеально передает атмосферу книги-первоисточника, огромная заслуга в этом не только актеров, режиссера и сценариста, но и художника-постановщика Александра Голицына, который также взял золотую статуэтку за свою работу.
Картина и в наши дни смотрится на одном дыхании, несмотря на свою довольно тяжелую атмосферу. И, к сожалению, все еще остается актуальной не только для Соединенных Штатов. Достаточно вспомнить статистику оправдательных приговоров и количество судебных ошибок в нашей стране.