Александр Данилович Меншиков — сподвижник и фаворит Петра I, единственный русский дворянин, получивший титул герцога, первый русский генералиссимус (звания, правда, он лишился в том же году, что и получил).
Судьба этого человека до сих пор не дает покоя историкам, литераторам и кинематографистам. Ярким и запоминающимся получился его образ в романе Алексея Толстого «Петр I» и в фильме Владимира Петрова, созданном по его мотивам.
Картина вышла на экраны в 1937 — 1938 годах, в самый разгар Большого террора. В главных ролях — Николай Симонов, Николай Черкасов, Алла Тарасова и, конечно, Михаил Жаров, появившийся на экране в образе Меншикова. К тому моменту на счету актера уже были такие роли, как Жиган в первом русском звуковом фильме «Путевка в жизнь» и Платон Дымба в «Возвращении Максима». К своей новой работе Жаров отнесся более чем ответственно. Для того, чтобы вжиться в образ, он даже переночевал в одной из комнат Летнего дворца, постелив на пол тулуп. Согласно легенде, утром, когда в дверь его импровизированной спальни вошел Алексей Толстой, Жаров вскочил, воскликнув «Мин херц!». Так эта фраза и стала частью образа.
Толстой и его кинематографический преемник Петров взяли на вооружение версию Николая Костомарова о том, что будущий полудержавный дворянин в юности был не кем иным, как рыночным торговцем, но благодаря своей смекалке выбился сначала в денщики, а за тем получил высокий титул. От «народного» происхождения Александра Даниловича авторы и отталкивались, создавая жизнерадостного, лукавого и умного героя.
По сюжету, Меншиков — один из главных и самых умных советчиков Петра. Здесь режиссер гораздо более прозрачно использует ход, уже придуманный Эйзенштейном в «Александре Невском»: показывает, что лучшие идеи приходят в голову именно герою из народа. Вот и получается, что слово Меншикова играет ключевую роль во всех решения его царственного покровителя: он и к купцам за помощью обратиться советует, и войско на подвиг может вдохновить одной лишь меткой фразой. Меншиков — развязный, необузданный, хвастливый перед равными и преклоняющийся перед царем, при этом — обаятельный и интересный. Михаилу Жарову удалось создать на экране образ опытного царедворца, которому, несмотря на сребролюбие и хитрость, зрители могут простить буквально все, ну или почти все.