Биографический фильм «Конфуций» Ху Мэя должен был выйти в 2009-м, аккурат к 60-летнему юбилею Китайской Народной Республики. Но закончили его лишь на следующий год. В мировом прокате картина провалилась. Ни батальные сцены, ни дорогие костюмы и доспехи, ни даже игра одного из самых известных актеров Поднебесной — Чоу Юньфата — не спасли картину. Почему же так вышло?
Великий мыслитель был «реабилитирован» после смерти Мао Цзэдуна, и государственная идеология КНР вновь обратилась к его идеям и этике. А лента «Конфуций» — наглядный тому пример. Мы видим на экране не просто ученого-философа, но чиновника-комиссара, который готов «рубать шашкой» врагов китайской государственности, олицетворением которой он сам и является. Мы наблюдаем не столько личность, сколько идеологическую глыбу, и поверить в такого философа довольно сложно. Достаточно почитать высказывания реального Конфуция, чтобы в этом убедиться. Да и последние книги синолога Бронислава Виногродского дают несколько иной портрет.
Но надо отдать должное авторам картины: несмотря на все огосударствление, Чоу Юньфат попытался (насколько ему это позволили) изобразить реально существовавшего человека с его сомнениями и ошибками. Он словно показывает нам: даже у идеальной государственной машины бывают сбои, но партия, извините, Конфуций их признает и исправляет. И худой мир все-таки лучше доброй войны.
Картину стоит посмотреть хотя бы ради игры Чоу Юньфата и батальных сцен, на которые потратили большую часть многомиллионного бюджета. Фильм получился масштабным. И, если не заострять внимание на пафосе и искусственности, он даже может показаться интересным.