В 2013 году так называемый «маховик ремейков» вывел на экраны «Мир Юрского периода», который отсылал к классическому «Парку» Стивена Спилберга — экранизации романа Майкла Крайтона. Картина получилась милой и забавной, чем-то напоминающей о 80-х, немудреной, а иногда и просто нелепой поделкой. И если вы ее пропустили, то, казалось бы, ничего и не потеряли. Но нет. После выхода второй части нужно садиться и смотреть первую. Потому что сиквел сшибает с ног, как удар хвостом велоцираптора. И ради такого стоит посмотреть начало истории.
Три года прошло с событий первого фильма. Динозавры различных пород (от добрых диплодоков до мощного тираннозавра) спокойно живут себе на свободном выпасе на острове, который «отбили» у не очень умных сотрудников парка. Вот-вот начнется извержение вулкана — и государства отказываются спасать рептилий. Их хотят забыть и погрести под слоем вулканической пыли как свидетельство провала: сами же люди возродили динозавров, не поняли, что делать с ними и поплатились за свое безрассудство и желание заработать на них.
Бывшая маркетолог парка Клэр (Брайс Даллас Ховард) больше не относится к воскресшим животным как к средству для зарабатывания денег — она пытается их спасти уже как глава зоозащитной организации. Героиня соглашается приехать и вывезти представителей 11 видов. Естественно, на остров она притаскивает и своего бывшего парня, зоопсихолога Овена (Крис Пратт). И конечно, из всех участников команды только они да двое их подручных хотят спасти динозавров ради них самих, а не ради наживы.
А дальше фильм превращается в один из самых увлекательных экшенов года. Режиссер Хуан Антонио Байона (который снял жуткий «Голос монстра») умело балансирует между научной фантастикой, приключениями и настоящей готической сказкой о милой невинной девочке, заточенной в замке с драконом. И сплавляет эти жанры в картину, обязательную для семейного просмотра.
Динозавры (подставьте любое другое животное, если вас смущают рассуждения о вымершем виде) — не просто самые грозные существа, идеальные убийцы и материал для медицинских исследований, как на них смотрят те, у кого есть власть. Они все еще живые твари, и фильм прекрасно учит очень правильному отношению к природе. Легко ценить животных, на которых можно катать детей как на пони или держать в качестве домашнего любимца. Но по-настоящему гуманность человека проверяется, когда он способен понимать и уважать существо опасное, неприятное, которое даже если идет на контакт, то по своим, звериным законам. И это очень важный урок.
К слову, Крис Пратт отлично справляется со своей ролью лучшего друга динозавров. Если вы когда-нибудь общались со спасателями, дрессировщиками и экологами, то вы узнаете этот твердый и заботливый тон, с которым герой Пратта разговаривает с другими персонажами, как подмечает детали и языком жестов программирует собеседника или другое животное на доверие. Не со зла, просто без доверия к нему Овен никого спасти не сможет. И если в «Мстителях: Войне бесконечности» вас раздражал инфантильный Питер Квилл (еще один персонаж этого актера), то здесь вы увидите другого Пратта.
Многих ценителей «Парка Юрского периода» может насторожить такой переход с рассказа про диких животных-людоедов к истории про уважение ко всему живому, нашу ответственность за окружающий мир. Да, символ этой франшизы уже не знаменитый скелет громадной плотоядной ящерицы. Теперь это — одинокий диплодок, брошенный умирать на острове и печально воющий вслед кораблю с бандитами, которые спасли его собратьев ради денег. И кажется, что этот динозавр по воле режиссера кричит за все вымирающие виды. Возможно, уже завтра их тоже придется воссоздавать из пробирки.