2017 год подарил поклонникам Стивена Кинга рекордное количество фильмов и сериалов по произведениям «короля ужасов». Были удачи, вроде «Оно» или «Мистера Мерседеса», были и провалы: одна «Темная башня» чего стоит! А о «Мгле» так и вообще вспоминать не хочется.
И как-то тихо, почти незаметно для всех, прошла экранизация повести «1922» из альманаха 2010 года «Тьма, — и больше ничего». Если совсем кратко описывать содержание этой ленты, то лучше и не скажешь: «Тьма. И точно — больше ничего!».
На фоне всплеска борьбы за права женщин картина смотрится до жути злободневно. Муж-ретроград (Томас Джейн) убивает свою жену (Молли Паркер), труп бросает в колодец, а соседям и полиции заявляет, что та ушла от него. Соучастником этого зверства он делает... родного сына (Дилан Шмид). Мотив совершения преступления в стиле южной готики: земля. Жена хотела подать на развод, продать свою часть фермы, переехать в город и открыть там салон. В общем, осуществить американскую мечту. Но без супруга. Да и сына она также собиралась забрать с собой.
На дворе 1922 год. Желания жены отвечают духу времени. Но муж решает поступить в духе героев Фолкнера. «Я считаю, что в каждом человеке есть другой человек — незнакомец...» — пишет он в предсмертном письме. И этот посторонний незнакомец совершает зверство и пробуждает зло. Вся земля теперь его, но на крови счастье не построишь.
Призрак убитой не даст никому спокойной жизни! И то, как это показано в ленте, — это по-настоящему страшно. Клоун Пеннивайз может нервно покурить в сторонке...
Очень точно схвачен дух времени. Бесполезно сопротивляться переменам. Они рано или поздно все равно тебя добьют, как бы ты ни старался отстоять принципы вековой давности. Земля — это хорошо. Но все равно придет то, что сметет тебя вместе с ней.
Символично, что действие заканчивается в 1929-м. В год начала Великой депрессии, которая смела полную оптимизма и беззаботности эпоху джаза. На смену «1922» пришла «Зеленая миля».