На счету Джулиана Шнабеля семь фильмов и огромное количество выставок. Его картины и скульптуры экспонировались во многих городах Европы. Иногда полотна Шнабеля и Ван Гога оказывались в одних и тех же музеях. Теперь их объединяют не только выставки, но и фильм, в котором один живописец рассказывает о творческих поисках другого: в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. На пороге вечности».
Вторая половина XIX века. Мировая общественность только-только признала импрессионистов и не готова к новым экспериментам в искусстве. Непривычная техника поздних полотен Ван Гога, его видение света, цвета и манера письма кажутся критикам и публике как минимум странными. «Раньше художники умели рисовать, не то что сейчас», — упрекает Винсента учительница, гуляющая с детьми. «Твои картины как скульптура», — говорит ему лучший друг Поль Гоген. И только младший брат Тео верит в его талант. Он, как и сам художник, понимает, что время Ван Гога не пришло. Его работы оценят люди, которые еще не родились. А пока мастер медленно сходит с ума от того, что не находит понимания, но на очередной выпад в сторону собственных полотен саркастически замечает священнику, что Иисус до 33 лет тоже никому не был известен.
Про Иисуса Уильяму Дефо, исполнителю главной роли, говорить не впервой, когда-то он сыграл его в картине «Последнее искушение Христа», но очень вероятно, что среди лучших ролей Дефо будет именно Ван Гог, а не Христос. Так органично он смотрится в образе художника. Вообще подбор актеров и состав съемочной группы «Ван Гога...» — отдельная история. Режиссер Джулиан Шнабель, оператор Бенуа Дельомм (еще один художник в этой компании), сценарист Жан Клод Каррьер (обладатель нескольких «Оскаров») и звездные актеры, среди которых Мадс Миккельсен и Руперт Френд, создали ленту, посвященную одному человеку. Именно «посвященную», потому что на экране мы видим борьбу и трагедию художника, а уж кто играет его и его окружение, становится делом второстепенным, даже при условии, что это делают очень известные актеры.
«Ван Гог. На пороге вечности» получил несколько призов на Венецианском кинофестивале, а права на прокат ленты закуплены сразу тридцатью странами. Фильм действительно достоин внимания, зрители увидят ожившую картину. И дело здесь не только в том, что на протяжении всей ленты мы встречаем людей с полотен художника, но и в том, что мы сами начинаем видеть мир как Ван Гог: в тех же ракурсах и красках. Необычный, надо признаться, опыт.