В 2015 году на экраны вышел фильм Алехандро Иньярриту «Выживший», который принес Леонардо Ди Каприо его первый «Оскар». Картина основывается на одноименном романе Майкла Панке. Но сценарист и режиссер так сильно изменили первоисточник, что в итоге получились две абсолютно разные по настроению, расставленным акцентам и даже сюжету истории. Изучив книгу и экранизацию, мы обратили внимание на все, что осталось за кадром.
Жанр
Картину Иньярриту, которая формально считается триллером и героическим вестерном, критики называют и драмой, и даже фильмом-притчей. Фантастически красивые натурные съемки и операторская работа, призванные погрузить зрителя в суровую атмосферу, дали обратный эффект. Реальные природные красоты начинают казаться настолько фантастическими, что весь нелегкий маршрут Гласса воспринимаешь не как путь к спасению, а как некую замысловатую метафору ничтожности человека перед природой. При этом «Выживший» Майкла Панке — чистой воды приключенческий роман о первопроходцах в лучших традициях Фенимора Купера и Майн Рида, динамичный и на протяжении всего повествования выдерживающий ритм, так что даже те, кто посчитал фильм скучным и растянутым, проглотят первоисточник буквально за пару вечеров.
Главный герой
Хью Гласс в фильме — практически человек без прошлого, о котором зритель не знает почти ничего. Бывший солдат, который долго жил с индейцами. Его жена-индианка погибла, но у него остался сын. Когда юношу убивает Фицджеральд, месть становится главной целью Гласса и мотивирует его на выживание. Между тем биография реального Хью Гласса, которую яркими мазками описывает в своей книге Майкл Панке, куда более интересная. Гласс — отпрыск благополучной семьи, который с детства мечтал о приключениях и путешествиях и с благоговением смотрел на надписи terra incognita на картах. Получив согласие родителей, устроился работать моряком на один из испанских судов, где стал заложником пиратов и был вынужден присоединиться к ним, пока спустя несколько лет у него не появилась возможность сбежать. Его поймали уже в родных краях и, приняв за пирата, собирались повесить. И только по удивительному стечению обстоятельств Гласс миновал виселицу и был вынужден отправиться на север. Там он попал к индейцам пауни, где вновь оказался на волосок от смерти — мужчина чуть не стал жертвой ритуального жертвоприношения. И снова чудесное спасение, и уже после года, проведенного с индейцами, Гласс присоединился к экспедиции за пушниной. Даже после краткого жизнеописания героя в том, что человек с такой силой воли и природным везением выживет при любых обстоятельствах, не сомневаешься. И дополнительная мотивация в виде убитого сына ему просто не нужна.
Герои второго плана
При виде большинства второстепенных персонажей в кадре фильма (исключение составляют разве что Фицджеральд, Бриджер и капитан Генри) возникает вопрос, что они здесь делают. Все они — и индейцы, и французы, и обитатели форта — воспринимаются как статисты, фон для геройства Хью Гласса. В романе Панке даже у незначительных персонажей, которые встречаются на пути героя, свой характер и мотивация. И именно их мотивация, как это бывает в хорошем произведении, помогает Глассу двигаться дальше или же создает новые препятствия, добавляя сюжету напряжение.
Сюжет и развязка
Дабы избежать спойлеров, отметим только, что в фильме есть серьезные расхождения с сюжетом книги вплоть до развязки. К примеру, у Панке Гласс добирается до форта в середине книги, и это событие является не финальным, а поворотным моментом, после которого на долю Гласса придется еще немало приключений. В экранизации герой Ди Каприо добирается до цивилизации ближе к концу, когда до встречи с заклятым врагом остается всего один шаг. А потому после просмотра фильма читать книгу будет интересно. Ну и в качестве бонуса добавим, что в романе помимо схватки с медведицей гризли есть еще и противостояние со стаей волков и душераздирающее столкновение со скунсом, которым пожертвовал Иньярриту.