Генрих Бёлль (1917 — 1985) был одним из крупнейших немецких писателей второй половины XX века. Он входил в антифашистское объединение «Группа 47», в котором также состояли Гюнтер Грасс, Вольфганг Кёппен, Петер Вайс и многие другие германские и австрийские литераторы. Совместными усилиями они выступали с непримиримой критикой гитлеровского режима, пытались осознать исторический опыт нацизма, Холокоста и Второй мировой войны.
Бёлль сам был участником боевых действий, служил в частях вермахта во Франции и на Восточном фронте. Трагедия Второй мировой отразилась в его раннем творчестве — романе «Где ты был, Адам?» и сборнике рассказов «Путник, придешь когда в Спа...». Но всемирную известность прозаику принесли его романы о послевоенной жизни: «Бильярд в половине десятого», «Групповой портрет с дамой», «Дом без хозяина» и «Глазами клоуна». В них он рассказал о ломке, трансформации и «перевоспитании» западногерманского общества конца 1940-х — начала 1970-х годов.
За свое творчество Генрих Бёлль был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1972 году.
Мы отобрали 10 цитат из его произведений:
Молчание — хорошее оружие. «Глазами клоуна» |
Я уже давно перестал разговаривать с людьми об искусстве и о деньгах. Там, где сталкиваются эти два понятия, ничего путного не выходит: за искусство всегда либо переплачивают, либо недоплачивают. «Глазами клоуна» |
Все люди братья, даже если они враги. «Бильярд в половине десятого» |
Эмигрантам и невдомек, что нацистов почти не посылали на фронт и перебили там главным образом совсем других людей, убили, например, Губерта Книпса, который жил рядом с Винекенами, и Гюнтера Кремера, сына пекаря, и, хоть они и были вожаками гитлерюгенда, их послали на фронт потому, что они не проявляли «политической бдительности», не желали шпионить и доносить. «Глазами клоуна» |
Есть поступки, которые нельзя искупить даже раскаянием. «Бильярд в половине десятого» |
Нет, я не примирился с миром, в котором одно движение руки или одно неправильно понятое слово могут стоить человеку жизни. «Бильярд в половине десятого» |
Как ни странно, люблю существа той породы, к какой принадлежу сам, — люблю людей. «Глазами клоуна» |
Человек со стороны (каждый человек находится в этой позиции по отношению ко всем остальным) судит о положении другого иначе, чем тот, кого это непосредственно касается, — либо слишком мрачно, либо чересчур оптимистически, и так во всех случаях: будь то счастье или несчастье, любовная трагедия или творческая деградация. «Глазами клоуна» |
Надо оплакивать погибших детей, а не проигранные войны. «Бильярд в половине десятого» |
На этом свете нет ни благодарности, ни справедливости, а другого света тоже, между прочим, не предвидится. «Групповой портрет с дамой»
|