Карьера Анны Радклиф была яркой и короткой. Все свои произведения она написала за семь лет, после чего навсегда оставила творчество. Основной причиной такого поступка принято считать застенчивость писательницы: известность пугала женщину и нарушала ее душевный покой. Однако сразу после исчезновения Радклиф с литературной арены пошли слухи о том, что, придумывая своих персонажей и ужасы, которые с ними происходят, она просто сошла с ума. При ее жизни никаких официальных опровержений подобным догадкам не было.
Как бы там ни было, романы Анны Радклиф имели грандиозный успех у широкой публики и серьезно повлияли на развитие европейской литературы. Отголоски ее произведений можно увидеть в творчестве маркиза де Сада, Эдгара Аллана По и Вальтера Скотта. И речь идет не только о художественной прозе, но и о травелоге, который Радклиф написала после путешествия по Европе.
Что касается самих романов Радклиф, то в них встречается не только мрак и мистика, но и сентиментальность. Убедитесь сами!
Способность черпать утешение в созерцании дивных картин природы, которых ни бедность, ни притеснение не могут отнять у нас, составляет особое благо невинных душ. («Тайны Удольфского замка») |
Дой Бог, чтобы эта повесть принесла долю пользы, показав читателю, что хоть люди порочные иногда могут доставить огорчение добрым, но власть их непрочна, мимолетна и наказание неминуемо и что невинность хотя бы и терпела угнетение от несправедливости, но в конце концов всегда восторжесвует над несчастием! («Тайны Удольфского замка») |
Зверь не убивает зверя беспричинно и преднамеренно, но это делает человек, гордящийся своим разумом и чувством справедливости. («Итальянец») |
Горячему сердцу трудно находить холодные слова. («Итальянец») |
Сильные должны знать правду, какой бы горькой она ни была, лишь слабые нуждаются в снисхождении. («Итальянец») |
Труд — самое действительное лекарство против горя. («Тайны Удольфского замка») |
Кто одарен от природы тонкой чувствительностью, тот должен с раннего возраста учиться понимать, что это опасное качество; оно склонно преувеличивать и горе, и радость. («Тайны Удольфского замка») |
Что значит богатство... знатность... даже телесное здоровье сравнительно с благом чистой совести, этого здоровья душевного? Что значат все страдания бедности, разочарования, отчаяния сравнительно с муками совести! О, как давно мне незнакома эта роскошь — душевный мир! («Тайны Удольфского замка») |
Чрезмерное, лихорадочное оживление, обыкновенно царящее в небольшом свете, зависит отчасти от черствости и безучастности людей к страданиям ближних, отчасти же от желания их выставить напоказ свое благосостояние, в убеждении, что это должно возбудить к ним зависть и привлечь поклонение. («Тайны Удольфского замка») |
Страсти — это семена пороков так же, как и семена добродетелей; из них все может вырасти, смотря по тому, как питать их. Горе тем, кто не научился владеть своими страстями! («Тайны Удольфского замка»)
|