В конце 19-го века уже отмечался новый интерес к образованию детей, и по мере того, как государственное образование становилось все более универсальным, образовательные теории горячо обсуждались и оспаривались. Новаторская работа чешского реформатора образования Яна Амоса Коменского нашла новых читателей; Фридрих Фребель создал первые детские сады; Монтессори разработала инновационную систему дошкольного образования; бывший директор Академии Брера в 1887 году написал книгу "Искусство детей".
В конце 19-го века произошло ускорение процесса всеобщего государственного образования, а также усилились стремления к повышению уровня грамотности. В царской России, по данным переписи 1897 года, количество грамотных людей составляло 28% населения. Существовала мощная сеть университетов для высшего класса, но почти ничего для всех остальных – подавляющего большинства населения России. К моменту Русской революции, столкнувшись с вызовами преобразования в значительной степени неграмотного аграрного общества, основанного на крепостном праве, в современное индустриальное общество, способное конкурировать с декадентским Западом, новорожденный СССР был рассадником образовательных инноваций. Футуризм, импортированный из Италии и доморощенного русского авангарда, расцвел еще до Первой мировой войны, а в 1920-е годы возрос интерес к детству и образованию. В 1919 году Ленин провозгласил главной целью будущего советского правительства ликвидацию неграмотности. Определенно возникла необходимость в новой системе дошкольного образования, поскольку общество вырвалось из старого мира. Дети Октябрьской революции вызвали настоящий интерес, поскольку они были первым поколением, рожденным с новой системой ценностей и новой идеологией. Новому социалистическому раю нужны были новые граждане, и в духе изречения иезуитов, широко приписываемого Игнатиусу Лойоле: «Дайте мне ребенка на первые семь лет, и я отдам вам мужчину», советские власти начали уделять большое внимание тому, что младшие товарищи занимались и читали. мире 1920-х годов царило художественное брожение, и футуристы, конструктивисты, супрематисты и другие сторонники довоенного авангарда стремились создавать новые проекты для детей: книги, игры, театр и графику.
В то время как идеологическая война бушевала наряду с гражданской войной, писатель Лев Кормчий назвал детскую литературу «забытым оружием», написав в «Правде» в 1918 году: «В огромном арсенале, который буржуазия использовала для борьбы с социализмом, детские книги занимали видное место. Выбирая наши пушки и оружие, мы упускаем из виду те, которые распространяют яд. Мы должны вырвать эти боеприпасы из рук врага. - Но каков был правильный предмет для этого "забытого оружия"? Определенно не принцессы и не сказки. В 1925 году советский педагог Е. В. Яновская опубликовала влиятельную статью “Нужна ли Пролетарскому ребенку сказка?", в которой она утверждала, что сказки, такие как Золушка, мешают детям развивать понимание исторического материализма. "Буржуазия нуждается в этих сказках, чтобы поддержать свою эксплуатацию ...чтобы дети, которые голодны и замерзли, могли убежать в мир фантазии и почувствовать воображаемое счастье”, - писала она. Вдова Ленина, Надежда Крупская, поддержала этот аргумент, потребовав убрать из публичных библиотек сказки, пропагандирующие «неправильное эмоциональное и идеологическое влияние». По ее словам, книги должны не только развлекать, но и учить. Каковы были правильные виды влияния? Для художников русского авангарда источником вдохновения часто служили местные народные традиции, примитивное искусство, поступавшее в музеи Санкт-Петербурга из экспедиций на окраины Российской Империи, и грубо отпечатанные блокпринты, известные как лубки (Синг. лубок). Для этих художников детское искусство - как примитивное и народное - обладало непосредственностью и силой, которые не улавливались востоковедными фантазиями художников «Мир исскуства». «Детское искусство» Коррадо Риччи было опубликовано на русском языке в 1911 году, и взрослые русского авангарда считали литературное творчество детей равным творчеству взрослых. Детские коллажи даже были включены в знаменитую авангардную выставку "мишень" 1913 года, организованную Михаилом Ларионовым. Александр Шевченко, снабдивший выставку некоторыми детскими рисунками, подчеркнул эту связь в своем манифесте о неопримитивизме, появившемся в том же году, а в 1914 году Алексей Крученых издал книгу о детских рисунках. Ребенок должен был считаться творческим художником в своем собственном праве.
В конце 1920 - х годов появилось новое издательское направление- книги "самоделки". В то время существовали и другие виды иллюстрированных книг, такие как книги-Загадки, книги-игрушки, книжки-раскраски, но самоделка вскоре заменила сказки, которые доминировали на рынке до революции. Конец 1920-х и начало 1930-х годов переживали промышленный бум, поскольку Сталин оказывал давление на достижение первого пятилетнего плана. Предполагалось, что будущие строители социализма займутся этим как можно скорее, начав с практических занятий. Именно такая задача стояла перед издательствами-познакомить юных читателей с современными технологиями, профессиями и производством. Предпочтение отдавалось книгам одинакового формата и формата за счет отдельных изданий. Преобладал уже знакомый детям небольшой формат школьных тетрадей. Хромолитография была основным методом печати этих книг. Несмотря на низкое качество используемой бумаги, высокое качество этого нового типа книг обусловлено талантом их авторов-иллюстраторов (в том числе Веры Ермолаевой, Владимира Конашевича, Элеоноры Кондяйн, Константина Кузнецова, Натальи парен, Лидии Поповой и др.) и писателей (Бориса Житкова, Михаила Ильина, Самуила Маршака, Якова Перельмана). Эти бурные дни длились недолго. В 1929 году Луначарский был снят с должности и направлен сначала в Лигу Наций, а затем в Испанию в качестве посла. Из художников и писателей Маршак, Чуковский и Лебедев были среди выживших в следующем десятилетии, но Мандельштам и Булатов погибли в ГУЛАГе, Николай Заболоцкий и Илья Зданевич пережили ГУЛАГ, но умерли позже от болезни, Маяковский был найден мертвым с пулей в груди, Третьяков умер в тюрьме, а Хармс умер в психиатрической больнице. За короткой весной 1920-х годов последовало жестокое лето.