Фанат отечественной прозы и российских авторов, Маргарита Блинова стала новым гостем рубрики #Неформальный_разговор и побеседовала с Евгенией Кретовой, автором цикла «Навигатор».
Скажи, юмористические истории можно писать в плохом, пасмурном настроении? Или позитив — залог веселой истории?
Я стараюсь писать только в состоянии бодрого позитива, потому что в состоянии «кислый лимон» ты вряд ли придумаешь хорошую шутку или сюжетный поворот. Но правда в том, что чаще я пишу в утреннее время, пока домочадцы спят. А рано утром нет желания писать юмористическое фэнтези. Рано утром есть желание кого-нибудь прибить.
Поэтому позитивный настрой практически всегда приходится создавать, а уже потом садиться за работу.
Есть личные лайфхаки, как сберечь позитивное настроение?
Настроение сильно связано с мышлением. Временами в меня вселяется гадкая бабка, и я начинаю ворчать, осуждать, кататься на трамвае и подсознательно искать очередь, в которую можно встать. Порой меня придавливает унылый ленивец. Бывает, что заглянет какой-то лидер партии. Или вредная тетка из окошечка по выдаче крайне важной для государства справки.
Чтобы оставаться позитивным, надо гнать от себя неправильное мышление и стараться смотреть на мир проще.
Ты начинала с электронного самиздата. Как считаешь, сейчас сложнее независимому автору заинтересовать издателя? Или, наоборот, проще?
Мне кажется, что независимый автор должен думать о том, как ему заинтересовать своего читателя. Если есть аудитория, которая тебя обожает и поддерживает, то издатель будет заинтересован в работе с тобой. Если аудитории нет, то есть смысл поработать в этом направлении. Благо, что сейчас площадки электронного самиздата очень сильно прокачались по данному пункту. Начали появляться коммерческие отделы, платные и бесплатные предложения по рекламным кампаниям. В те дни, когда я начинала писать, о таких плюшках можно было только мечтать.
Война за ведьмино наследство Твердый переплет
Самопродвижение сегодня — насколько оно может быть эффективно для начинающего (и продолжающего) автора?
Начнем с того, что я относительно недавно пришла к тому, что нужно заниматься самопродвижением. Раньше я думала, что достаточно просто хорошо писать, а читатель сам узнает обо мне. Сам найдет страницу, где я выкладываю электронку. Сам будет следить, когда выйдет моя книга в бумаге.
Пять лет назад это еще работало, но сейчас конкуренция среди авторов увеличилась. Просто хорошо писать стало мало. Теперь приходится еще и бороться за внимание.
Есть ли основные механизмы, секреты, которые помогают тебе работать в Сети?
Моя практика показывает, что самый мощный и эффективный инструмент продвижения — личный бренд. Прокачивай свой бренд, делись своими мыслями, эмоциями, увлечениями — и люди к тебе потянутся. Главное, быть для аудитории интересным и понятным.
А хейт случается? Как справляешься?
Ой, да постоянно. Еще года два-три назад я реагировала на подначки, начинала заниматься самоедством, пыталась что-то отвечать, а потом осознала, что хейтят всех. Не важно, какой ты, чем занимаешься, что несешь в этот мир, ведь обязательно найдется вредина, которая напишет гадость.
И если раньше критиковали мое творчество или умственные способности, то с появлением блога начались нападки на внешность. Чего мне только не писали! И что икеевский торшер на моем фоне просто секс-бомба. Что у меня страшная морда, кривой/большое/маленький... короче, не тот нос, «рязанские» щеки, нарисованные брови. И вообще, я ужасная женщина, мать, блогер, писатель, и вскорости земля подо мной разверзнется.
Хейт — это то, что сопровождает известную личность в интернете. И если тебя не хейтят, то впору задуматься... а так ли ты популярен, как думаешь?
Гарпия в Академии. Драконы не сдаются Твердый переплет
Есть ли дружба и взаимная поддержка в рядах авторов романтического фэнтези? Или присутствует внутренняя конкуренция?
В рядах авторов романтического фэнтези есть все. Это же большой женский коллектив. Как иначе?
В ромфанте, пожалуй, больше, чем в других жанрах, действуют читательские стереотипы: о героях, о локациях, о языке и мире. Недавно одна из авторов печалилась, что люди отказываются читать книгу, потому что главная героиня — толстушка. Как избежать штампов, заинтересовать читателя и при этом не разочаровать его в финале, подарив именно ту историю, которую он ждал?
Если уж на то пошло, то в литературе сложно избегать штампов, ведь все уже написано до нас. И каждая оригинальная идея — это риск, на который идет автор. От себя могу добавить еще, что в умелых руках даже очень простые сюжеты способны стать бестселлерами.
Что нового происходит в романтическом и юмористическом фэнтези?
Мне безумно нравится, что у авторов появляется все больший интерес в создании дополнительных материалов к книгам: карт, артов, свечей, необычных обложек, букбоксов. Кто-то даже записывает песни и делает специальные фотосессии по мотивам книги. Это прям круто.
Наблюдаются новые тренды?
В 2020-м в электронке были очень популярны юмористические истории про некромантов, поэтому в этом году можно ожидать парад некромантов в бумаге.
Среди читательских запросов видела большое количество пожеланий написать про фейри (Благой и Неблагой дворы) и просьбы вернуть вампиров с демонами. Возможно, будут актуальны дворцовые интриги и приключения с ехидными фамильярами всех мастей, но не факт, что авторы пойдут навстречу читателям и возьмутся за осуществление этих замыслов.
Факультет закрытых знаний. Команда «мечты» Твердый переплет
Говорить про тренды на будущий год — все равно что водить вилами по воде. Должно совпасть очень много факторов, чтобы прогноз осуществился.
Есть желание попробовать себя в новых, смежных жанрах — темном фэнтези, мистике, героическом фэнтези?
Нет. Я настолько комфортно чувствую себя в своей нише, что уходить и пробовать что-то новое желания не возникает.
Где черпаешь вдохновение и новые истории?
Начнем с того, что я не верю во Вдохновение. Вдохновение — это нечто преходящее, немного легкомысленное и никак не зависящее от автора. Мой главный источник новых идей — это совокупность трех факторов: умения ясно мыслить, навыка нестандартно смотреть на проблему и способности облечь все это в шутку.
Придумать несложно, сложно — подобрать достаточное количество слов, чтобы превратить это все в увлекательную историю.
Сейчас начало нового года, расскажи, о чем мечтаешь, что загадываешь на 2021-й?
Знаешь, у меня в конце прошлого года появилась мечта сделать какую-то необычную верстку для книги. Что-то очень оригинальное, как, например, было в книге «Иллюминэ» Эми Кауфман и Джей Кристофф.