Первые фильмы по мотивам произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда вышли еще в «бурные» двадцатые годы, и большинство из них не сохранилось (в том числе и первая экранизация «Великого Гэтсби» 1929 года). Картины эти не были шедеврами и не оставили хоть какого-то заметного следа в истории кинематографа.
Но уже во второй половине XX века голливудские режиссеры и продюсеры вновь обратили внимание на творческое наследие Фицджеральда, ведь его произведения (что есть — то есть) очень кинематографичны и прямо-таки просились на большой экран. В итоге получились не просто очередные поделки Фабрики грез, а настоящие произведения искусства, которые замечательно передали атмосферу книг великого писателя. Нынешнее столетие также порадовало нас вполне достойными лентами.
О лучших экранизациях произведений Фицджеральда мы и поговорим в нашем материале.
Великий Гэтсби (2013)
Режиссер: Баз Лурман
И открывает нашу подборку замечательная картина База Лурмана. При всей напыщенности, ярких костюмах и декорациях (за которые фильм заслуженно получил два «Оскара») лента довольно точно следует тексту книги. Сценаристы с уважением отнеслись к «Великому Гэтсби», а посему атмосфера «эпохи джаза», этакого «пира перед чумой» передана блестяще. Экранизацию Лурмана приятно смотреть и пересматривать. И хоть никого из актеров не выдвинули на награду Американской киноакадемии, все-таки довольно увлекательно следить за их игрой (особенно за Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайером).
Загадочная история Бенджамина Баттона (2008)
Режиссер: Дэвид Финчер
«Загадочная история Бенджамина Баттона» стоит особняком в кинокарьере Дэвида Финчера. Для режиссера «Бойцовского клуба» и «Зодиака» выбор сценария по мотивам не самого известного рассказа Фицджеральда выглядит довольно странным. Но Финчер — неформатный художник. Его творчество невозможно вписать в какие-либо квадратные скобки. Он всегда берется за нестандартные варианты, и в итоге получаются подлинные шедевры. Вот «скромные трофеи» «Загадочной истории»: 13 (!) номинаций на «Оскар» и три золотых статуэтки (за грим и спецэффекты). Как всегда, у Финчера радует блестящая режиссура и идеально подобранные актеры (особенно Кейт Бланшетт!).
Последний магнат (1976)
Режиссер: Элиа Казан
Фрэнсис Скотт Фицджеральд так и не закончил свой последний роман. Мы так никогда и не узнаем финал «Последнего магната». Может быть, именно поэтому была предпринята только одна попытка его экранизировать. Но зато какая! В 1976 году вышла картина одного из лучших режиссеров своего поколения Элии Казана с Робертом Де Ниро в главной роли. У последнего, кстати, тогда выдался довольно удачный год (он успел сняться в культовом фильме «Таксист» Мартина Скорсезе и почти забытом сегодня широкой публикой эпическом «Двадцатом веке» Бернардо Бертолуччи). Так что, по сути, в 1976 году он соревновался сам с собой в актерской игре. Также в ленте «засветился» молодой Джек Николсон. Приятно пересматривать такие картины: любимые актеры в экранизации любимой книги.
Великий Гэтсби (1974)
Режиссер: Джек Клейтон
И снова «Великий Гэтсби». Но в картине 1974 года главная роль досталась молодому Роберту Редфорду, и он великолепно ее сыграл (заочно переплюнув Леонардо Ди Каприо). Что примечательно, фильм Джека Клейтона также оказался оскароносным — лента получила две награды Американской киноакадемии (за костюмы и музыку). Почему-то все экранизации книг Фицджеральда получают золотые статуэтки во второстепенных номинациях, и за полвека эта «традиция» так и не была нарушена.
Несмотря на скромный бюджет, который не идет ни в какое сравнение с картиной 2013 года, фильм вышел довольно ярким и одновременно с этим лиричным.
Ночь нежна (1962)
Режиссер: Генри Кинг
И заканчивает нашу подборку экранизация предпоследнего романа Фицджеральда. Наверное, это самый грустный фильм, снятый по мотивам произведений великого писателя. Да и сам роман веселой книгой уж точно не назовешь! В нее Фицджеральд вложил всю свою душевную тоску и боль. Эта лента стала последней работой Генри Кинга в качестве кинорежиссера, которую (как и самого мастера) незаслуженно забыли, а ведь картина получилась довольно удачной. Не хуже, чем творения Казана или Лурмана.