1964 год. Только-только вышел фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», а режиссер уже планирует снять новую картину, но на этот раз научно-фантастическую. Кубрику был нужен качественный материал, и ему посоветовали обратиться к Артуру Кларку. Тот предложил режиссеру шесть своих рассказов, опубликованных в разные годы. И выбор, в итоге, пал на новеллу «Часовой». Ни Кларк, ни Кубик не догадывались, каким будет итоговый результат и какое влияние окажет «Космическая одиссея 2001 года» на кинематограф.
Два года они работали над текстом. Небольшой рассказ трансформировался в увесистый роман, а затем и в сценарий. Сам Кларк признавался, что они хотели «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет... и даже, если это уместно, ужас». И судя по всему, им это удалось.
Космическая Одиссея 2001. Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм Мягкая обложка
Об этой картине написаны тысячи статей, она стабильно входит в число лучших фильмов в истории кинематографа. Но при этом «Космическая одиссея 2001 года» остается одной из главных загадок в искусстве XX века. Никто так и не смог дать внятный ответ на простой вопрос: «О чем эта лента?». Действительно, о чем она?
Можно пересказать сюжет. Можно расщепить картину на составляющие: мол, здесь отсылка к тому-то, здесь к этому. Раскадровка, музыка, актеры, философия... И мы всё так же будем предельно далеки от истинного понимания «Космической одиссеи». Данный фильм — это загадка, помещенная в загадку внутри загадки. Так мог снять только гениальный Кубрик.
Когда в 1984 году вышло продолжение картины («Космическая одиссея 2010»), она не нашла такого количества поклонников как среди кинокритиков, так и среди простых зрителей. Это была просто добротно сделанная научно-фантастическая лента. И все.
А шедевр Кубрика — это, как уже писалось выше, загадка, которая ставит вопросы и не дает однозначных ответов. Может, их поиск и есть ключ к пониманию фильма?..