— Евгений, чем вам запомнилась Франкфуртская книжная ярмарка?
— Пожалуй, самое главное впечатление от выставки — это общий позитивный настрой. Если еще лет пять назад на выставке ощущалась некоторая мрачность и неуверенность из-за последствий кризиса 2008 года и его новой волны, многие переживали за судьбу бумажных книг, опасаясь экспансии электронных изданий, то в этом году ярмарка показала, что мировой издательский рынок очень хорошо себя чувствует. Растут показатели в Европе, в Восточной Европе, даже в Прибалтике отмечается активный рост, что говорит о большом потенциале рынка. Есть некоторые проблемы на российском рынке и у Бразилии. Это результат девальвации. Но в целом ощущения положительные. Выставка показала, что рынок приспособился к новым условиям.
— Раскраски так и остаются главным трендом сезона?
— Да, взрослые раскраски — это основной мировой тренд, на фоне которого все остальное просто теряется. Их тьма-тьмущая, они есть у всех издателей, в разных видах. И если какой-то издатель не выпускает книги для раскрашивания, это даже выглядит странно. Даже наш партнер компания Lonely Planet выпускает раскраски по городам. Мы их тоже планируем издать. В декабре у нас стартуют продажи раскрасок по «Гарри Поттеру» — это наша маленькая победа. Проект недешевый, но мы ориентируемся как раз на взрослую аудиторию — поклонников «Гарри Поттера», и эти раскраски, уверен, придутся им по вкусу. Да и сам продукт будет интересный, качественный. К издателю, который его делает, на Франкфуртской ярмарке стояла очередь.
— А российский потребитель так же заболел раскрашиванием, как и западный?
— Мы в этом отношении идем за всем миром. Раскраски — одно из направлений, которое позволяет показывать нам положительную динамику, в то время как все говорят о кризисе. Есть три таких глобальных направления: книги по плетению из резиночек, раскраски для взрослых и блокноты «Уничтожь меня» — самый продаваемый продукт на рынке. Это феноменальный тренд, который мы смогли не только поймать, но и раскрутить в России. Большой плюс книг для раскрашивания, творческих блокнотов, таких как «Уничтожь меня», — интернет и электронная книга с ними конкурировать просто не в состоянии.
— На ваш взгляд, откуда такой интерес взрослых к казалось бы детскому занятию, как раскрашивание?
— Во-первых, постоянное присутствие стресса в нашей жизни. Неслучайно книги для раскрашивания называют антистрессом. На западе, где люди часто обращаются к психологам, тема стресса вообще очень популярна. В России де-факто слишком много стресса, а потому наши Раскраски-антистресс тоже выстрелили.
Во-вторых, раскраска — это история из детства, и мы даем нашим читателям возможность вернуться в ту прекрасную пору. Люди это ценят.
В-третьих, за последние лет пять в России возрос спрос на взрослое творчество. Люди пошли рисовать, творить, искать себя, и раскраски — один из способов самореализации.
— Есть ли какие-нибудь российские проекты, которые заинтересовали зарубежную публику?
— Мы уже второй год активно работаем по продаже прав, и работаем достаточно успешно. В общей сложности нам удалось продать за границу порядка 30 позиций, и мы оцениваем позитивно и динамику, и интерес к русским авторам. Среди новых проектов, которые заинтересовали наших зарубежных партнеров, книги доктора Родионова, доктора Мясникова. Книги наших докторов пользуются спросом за границей. Также мы сразу в несколько стран продали права на книги Валерио Либралато — итальянского художника, живущего в России.
— В связи с непростой политической ситуацией, не появился ли спрос на политическую литературу или публицистику о России?
— Разве что на уровне отдельных позиций, но точно не на уровне тренда. Книжный рынок работает долгосрочно, и если издавать такие книги и продавать на них права, то пока продашь, пока переведешь, уже будет новая повестка дня, новые информационные поводы. К слову, я бы хотел отметить, что непростая политическая обстановка в мире никак не отразилась на наших партнерских отношения с западными издателями. Никаких вообще проблем нет, все прекрасно все понимают и по многим вопросам идут навстречу.
— Расскажите, что будет ждать посетителей на грядущей выставке Non/fiction. Будут ли презентованы какие-то новые мега-проекты?
— Мы будем рассматривать Non/fiction не как площадку для презентаций отдельных книг, а как уникальную возможность познакомить читателей с нашими ключевыми позициями, и соответственно, вся концепция нашего участия в выставке будет построена на этом. Хотя один проект, о котором хотелось бы сказать отдельно, у нас есть — это мировой супербестселлер «Очаровательный кишечник» Джулии Эндерс, который в России должен выстрелить так же, как «Магическая уборка» Мари Кондо.
Мы будем позиционировать «Очаровательный кишечник» как книгу, благодаря которой иностранцы живут на 10 лет дольше, чем русские. Это написанное легким доступным языком и чрезвычайно содержательное издание о том, как работает кишечник. Его автор провела огромное количество исследований, сделала массу выводов, которые будут интересны читателям. Прочтение этой книги, действительно, помогает не совершать ошибки в том, как вы со своим организмом взаимодействуете. Что вы едите, как едите, когда... Содержание работы построено на серьезных многолетних исследованиях с выводами, которые потрясают. Эта книга несколько лет была в бестселлерах на родине автора — в Германии, переведена на английский и французский, долгое время держится в топах продаж во Франции, Испании, Англии и Италии.
Тема непростая и, может, для нашего читателя немного необычная. Хотя совсем недавно такой же странной темой казалась «Магическая уборка». Сейчас видно, что в тех городах, где была проведена правильная работа, наблюдается настоящий ажиотаж вокруг книги и метода уборки КонМари.
Еще на Non/fiction мы будем активно презентовать разнообразные творческие блокноты, пятибуки, дневники, потому что эти издания сейчас по-настоящему востребованы, а нам есть что предложить нашим читателям. У нас большой и разнообразный, а главное — высококачественный ассортимент. Какие новые тренды придут на смену этому, посмотрим.