15 февраля, 2016

«Подпольные девочки Кабула» — то, о чем не принято говорить

В «Эксмо» выходит книга журналистки Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула. История афганок, которые живут в мужском обличье», где она рассказывает о судьбах афганских девочек, которых родители на протяжении многих лет одевают как мальчиков и выдают за сыновей. Зачем они это делают? Какая судьба уготована женщинам в афганском обществе? Почему для афганских семей так важно родить сына? Ответы на все это на примере реальных человеческих историй и трагедий дает в своей книге Дженни Нордберг.
«Подпольные девочки Кабула» — то, о чем не принято говорить

Правила знакомств в Афганистане

Свадьба — это важнейшее событие в жизни каждой афганки, и исполнение его должно быть безупречным. Вторичная цель свадьбы — породить еще больше свадеб в будущем. Девушек даже фотографируют на мобильные телефоны, чтобы потихоньку раздавать фото родителям, которые получают возможность увидеть их без головных платков. Те, кто выходят плясать, прекрасно осознают, что танцуют на сцене перед судьями в очень серьезном аукционе с высокими ставками.

Полная невозможность разговаривать с парнями приводит к бесконечным размышлениям о том, каковы они на самом деле и как подобраться к ним поближе. Подростковые годы, ведущие к браку, возможно, останутся для этих девушек самым романтическим временем за всю их жизнь — когда они еще не знают, что их ждет, и кого выберут для них родители. Это дает массу возможностей для сладких грез о любви и романтике.

Будущие браки поглощают огромное количество их психической энергии, поскольку в этой теме так много поводов для размышления: Кто из них первая красавица? Какая среди них первой выйдет замуж? Что на ней будет надето? Каждая из девушек прекрасно сознает собственный ранг, и в этой группе те, кому не посчастливилось иметь кривые зубы или шрамы, оставленные раскаленным маслом при готовке, подают голос реже, чем более яркие красавицы, знающие, что принесут своим отцам большую награду. И все же все они лелеют общую мечту — быть центром внимания, сидеть на обернутой фольгой сцене, сыграть в маленькую кинозвезду. Уход из домашней изоляции в четырех стенах с родителями, братьями и сестрами в новую семью пока еще котируется у них как романтическое приключение.

Мифы о рождении сына

В большинстве районов Афганистана уровень грамотности составляет не более 10%, и в обиходе крутится масса ни на чем не основанных «истин», которые никто не оспаривает. Среди них и распространенное убеждение в том, что женщина может выбирать пол своего будущего ребенка, просто упорно думая о нем. Как следствие, неспособность женщины рожать сыновей не вызывает никакого сочувствия. Напротив, и общество, и собственный муж порицают ее как женщину, которая просто недостаточно сильно хотела сына.

В глазах других образ такой женщины сопровождается множеством недостатков: уж она-то и капризная, и несносная. Пожалуй, даже грешница. Тот факт, что на самом деле как раз отец ответствен за пол отпрыска, (поскольку именно мужской сперматозоид, дополняя хромосомный набор будущего ребенка, определяет, кто родится, мальчик или девочка) большинству неизвестен.

Средняя продолжительность жизни женщины здесь равна 44 годам, и большую часть ее женщина ходит беременной. Супруги обычно знают, как можно — при желании — ограничивать беременности, но настоятельная потребность родить еще одного сына часто перевешивает любые опасения за жизнь женщины.

Зачем афганки переодевают своих дочерей в мальчиков?

Наличие хотя бы одного сына — обязательное требование для хорошей репутации в Афганистане. Семья без сына не просто неполна; в стране, где нет власти закона, это расценивают как слабость и уязвимость. Так что должностная обязанность любой замужней женщины — быстро зачать сына. Это ее абсолютная цель в жизни, и если женщина ее не исполняет, то в представлении людей с ней явно что-то не в порядке. Женщина, которая не может родить сына, в глазах общества и своих собственных считается имеющей некий фундаментальный изъян.

В Афганистане каждый знает: поддельный сын лучше, чем вовсе никакого. В этой стране далеко не редкость случаи, когда после родов новорожденную девочку объявляют сыном. В дальнейшем такого ребенка воспитывают как мальчика столько времени, сколько может продержаться обман, или сколько готово мириться с ним общество, знающее, что это всего лишь «заместитель сына».

Для такого ребенка, который и не сын, и не дочь, даже имеется особое название — бача пош. Это выражение буквально переводится с дари как «одетый как мальчик».

Часто бывает, что дочь остается мальчиком лишь до тех пор, пока не рождается сын: тогда он заменит бача пош, став предметом родительской гордости.

Такой мистический способ гарантировать появление на свет сыновей — афганская версия молитвы, которая не вписывается ни в одну из религиозных практик Афганистана. Это просто волшебство.

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 41079  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 41079  книг