За десятилетия существования методики развития детей дошкольного возраста, созданной итальянским педагогом Марией Монтессори, интерес к ней не спадает. Писатель Элизабет Хейнсток в книге «Система Монтессори у себя дома» изложила главные принципы и философию популярной методики, а также рассказала, как с помощью минимальных затрат и подручных средств заниматься с ребенком по системе Монтессори дома. Читайте в нашем материале о принципах, которые легли в основу методики.
Обучающие материалы Монтессори пробуждают у ребенка спонтанный интерес к учебе
Ребенку не следует навязывать образование. Попадая в обучающую среду, он должен свободно действовать и развиваться согласно своему внутреннему пути. Для маленького ребенка не очень хороши суровость и жесткая дисциплина, потому что его личность только начинает развиваться. Если малыш постоянно отвлекается и касается всего, что попадает в поле зрения, это не значит, что он непослушен — он просто любопытен.
Обучающая методика Монтессори разделена на три части: моторика, сенсорное обучение и язык
Материалы для развития тактильных ощущений предназначены для того, чтобы помочь сознанию ребенка сосредоточиться на одном качестве предмета. Они систематизируют знания так, чтобы порядок стал очевидным; ребенку помогают понять то, что он видит.
Нельзя позволить ребенку провести самые формирующие годы его жизни, бездумно сидя в песочнице
Сознание ребенка очень активно. Если его постоянно оставлять в одиночестве, он становится пассивным и безразличным. Дети имеют естественное желание учиться и работать, и это желание нужно правильно поддержать. Дети не думают о работе как о чем-то неприятном, они постоянно ищут новую информацию и возможность сделать что-то новое.
Система Монтессори советует следовать главному правилу: никогда не делайте за ребенка того, что он способен сделать сам
Невозможно переоценить, насколько важно с самого раннего, формирующего личность возраста учить думать и принимать решения самостоятельно. Таким образом, ребенок никогда не будет удовлетворен поверхностным обучением, обязательно захочет глубже погрузиться в то, что он изучает.
Останавливайтесь в тот момент, когда ребенок все еще наслаждается тем, что делает. Не ждите, когда он потеряет интерес к занятиям
Вы должны сделать все возможное, чтобы избежать скуки. Дети любят повторение, но не тогда, когда его слишком много. Они потеряют интерес к учебе, если вы будете прогрессировать слишком медленно; если же будете двигаться слишком быстро, они не смогут понять материал.
Ежедневные рутинные занятия в доме могут быть для ребенка новыми и захватывающими
Мы так часто ругаем маленького ребенка за то, что он с грохотом вываливает закрытые ящики, так почему бы не найти время, чтобы показать ему, как их правильно открывать и закрывать. Только после того, как ребенок научится справляться с окружающей домашней средой, он будет готов начать решать более сложные задачи.
Это лишь основные принципы методики, которая также включает в себя конкретные упражнения на развитие моторики, языка и взаимодействия с окружающей средой и обществом. Ищите подробности в книге Элизабет Хэйнсток.