30 июня, 2009

КАЧЕСТВЕННАЯ КНИГА

Что такое книга в условиях сегодняшнего дня? Какова она, КАЧЕСТВЕННАЯ КНИГА? Кому и зачем она нужна: это личное дело каждого или вопрос интеллектуального потенциала нации?
КАЧЕСТВЕННАЯ КНИГА

Что такое книга в условиях сегодняшнего дня? Какова она, КАЧЕСТВЕННАЯ КНИГА? Кому и зачем она нужна: это личное дело каждого или вопрос интеллектуального потенциала нации? Какую книгу можно считать «полезной», а какую – «вредной» - и кто имеет право на это «считать»? Какие изменения ждут качество книги в связи с кризисом: улучшится ли оно за счет более высокой конкуренции за внимание читателя или, напротив, сдастся под напором бесконтрольной халтуры? И, главное, кто и что должен сделать, чтобы не допустить развития второго сценария?

Целью круглого стола, проведенного по инициативе РКС и Издательства «Эксмо» при поддержке Государственной публичной научно-технической библиотеки и Кафедры новейшей русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена в рамках Библиотечного форума, была выработка критериев определения качественной и некачественной книги, которые лягут в основу работы РКС по повышению качества книжной продукции отрасли.?

Российский книжный союз неоднократно уже высказывал озабоченность качеством современных книг. Так, в обращении к делегатам VI Съезда РКС 3 декабря 2008 года президента РКС Сергея Степашина прозвучало: «Нам небезразлично, в каком мире будут жить завтра наши дети. Гражданское общество предполагает, что все его члены обладают высоким чувством ответственности. Издатель же должен обладать повышенным чувством ответственности вдвойне. Перед читателями, перед обществом, перед своими детьми. И перед государством, наконец. Мы отстаиваем важность процесса чтения как одного из реальных способов увеличения человеческого капитала в нашей стране. Но не менее важно то, ЧТО будет читать страна». И, наверное, в этом свете самым неожиданным результатом круглого стола оказалось полное неприятие аудиторией любого принципа цензуры в отрасли, кроме личного «нравственного закона» ее участников: «У нас плюрализм мнений. Каждый на своем этапе взаимодействия с книгой волен принимать решение: издавать ли, продавать ли, покупать ли, читать ли, рекомендовать ли своим детям». Разумеется, речь не идет о законодательно запрещенных к распространению темах – но, согласитесь, это оценивается и не на уровне отрасли. А мнения вроде «качественная книга – это интересная книга, и в этом случае форма не имеет значения. Помните, как мы читали пятый машинописный экземпляр "Гулага" на кальке!?» были выслушаны аудиторией с уважением, но все же, характеристика была признана второстепенной по отношению к качеству книги как продукта.?

По ходу дискуссии была с горечью обсуждена нестабильность качества по таким характеристикам как техническое редактирование и корректура: отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических, фактических, фактографических, библиографических ошибок; качество перевода и художественное оформление. Особого внимания удостоилось соответствие книги целевой аудитории, поскольку подготовка текста и оформление зависят от адресата (так, школьнику нужны даты написания текстов, популярные вступительные статьи про писателя и публикуемый текст и несложные комментарии; хорошо бы иллюстрировать). Свод требований к справочному аппарату книги исследователей и преподавателей литературы, которые были экспертами круглого стола «Читатель XXI века» на Санкт-Петербургском книжном салоне – а среди их требований звучали, например, год написания текста и первой публикации; место, где создан текст; указание на первоначальное название издания в случае, если текст переиздается в другом формате и под другим названием – был проанализирован очень внимательно и признан очень полным, требующим избирательного подхода в зависимости от целевой аудитории. Ну и, разумеется, качественная книга непременно технически надежна и разумна: крепко склеенная/сшитая, на подобающей бумаге, с четким шрифтом, кегль подбирается с учетом формата издания. Особо были отмечены издержки супермодного дизайна, который иногда «приключается» с книгой: мода на начало предложения со строчной буквы, в результате которой довольно трудно потом бывает объяснить школьнику, что начало предложения и имена собственные в русском языке действительно строго начинаются с заглавной буквы.

Словом, качественная книга должна иметь «дружественный интерфейс» и блюсти единство формы и содержания. Оформление, верстка, выходные данные и справочный аппарат должны соответствовать жанру (в широком смысле) и целевой аудитории текста.

В работе круглого стола приняли участие:

  • Я.Л.Шрайберг,
  • Воропаев Александр Николаевич, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения ФАПМК
  •  М.Е.Ишкова, директор по общественным и корпоративным отношениям, Издательство «Эксмо»
  • Петрусенко Татьяна Викторовна, завотделом комплектования РНБ, Председатель секции РБА «Формирование биб.фондов»
  •  Е.А Янышева, заместитель коммерческого директора издательства «Просвещение»
  • Е.Б.Светлова, руководитель группы, Издательство «ИНФРА-М»
  • Т.И.Александрова, начальник отдела, Издательство «ИНФРА-М»
  • А.А. Копейкин, зав.отделом Российской государственной детской библиотеки
  • Жукова Татьяна Дмитриевна, президент Русской Школьной библиотечной ассоциации
  • Громова Ольга Константиновна, гл. ред. Ж-ла «Библиотека в школе», член совета секции школьных библиотек РБА, член Международной ассоциации школьных библиотек
  • Писатели Анна Берсенева, Владимир Сотников, А.А.Бобров
  • А также представители библиотечных систем из Москвы, Санкт-Петербурга, Оленегорска, Чеченской республики, Мурманской, Ярославской и Пермской областей.
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8332  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8303  книги
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам