За последние два года россияне повысили уровень своей финансовой грамотности и стали внимательнее относиться к сбережениям и увеличению дохода. Почти вдвое выросло количество читающих книги о личных финансах. Таковы результаты совместного исследования СК «Росгосстрах Жизнь» и издательства «Эксмо» ко Дню деловой книги, который отмечается 28 сентября.
Подавляющее большинство респондентов (85%) сейчас получают информацию о том, как вести учет расходов и доходов, эффективно откладывать деньги и инвестировать, в интернете и социальных сетях. Треть (31%) обращаются к знакомым и родственникам. Каждый пятый (22%) черпает информацию в соответствующей литературе. 16% — в отраслевых СМИ.
Если сравнить результаты этого опроса с результатами аналогичного опроса, проведенного СК «Росгосстрах Жизнь» два года назад, можно сделать вывод, что за последние годы вырос спрос на финансовую литературу. Если сейчас книги о личных финансах покупает и читает каждый пятый россиянин (22%), то два года назад — только каждый восьмой (12%). Еще 27% участников опроса в ближайшее время намерены начать читать литературу по этой теме.
По данным «Эксмо», книги о личных финансах занимают пятое место по объему продаж в штуках среди девяти поджанров книг, относящихся к «деловой литературе». В топе книги о бизнесе и коммерции, о менеджменте и инструментах управления бизнесом, об управлении персоналом (обучении, мотивации и т.д.), а также о маркетинге, рекламе и PR.
В числе самых популярных книг о личных финансах — «Воспоминания биржевого спекулянта» Эдвина Лефевра, «Трейдинг для начинающих» Валентина Витковского, «Человек, который разгадал рынок» Грегори Цукермана, «Закон притяжения богатства» Дэвида Осборна, «Время инвестировать!» Владимира Савенка.
-17% Воспоминания биржевого спекулянта Твердый переплет 665 ₽ 799 ₽ -17% Добавить в корзину
Респондентам также предлагалось оценить уровень своих навыков ведения личного и семейного бюджета, контроля доходов и расходов, финансового планирования, инвестирования и формирования сбережений.
Свыше половины (58%) указали, что они считают себя в целом финансово грамотными и обладают базовыми навыками управления деньгами, но испытывают недостаток знаний по некоторым аспектам, а каждый четвертый (27%) признал, что испытывает существенный недостаток знаний едва ли не по всем финансовым вопросам. Лишь у 15% россиян нет абсолютно никаких пробелов в этой части.
За последнее время уровень финансовой грамотности россиян вырос. Два года назад, когда СК «Росгосстрах Жизнь» проводила аналогичный опрос, базовыми финансовыми навыками с некоторыми пробелами обладали только 44%, а существенный дефицит знаний испытывали 34% респондентов.
«Судя по нашим исследованиям, финансовая грамотность россиян растет. Это значит, что растет и уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет им правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения для реализации своих жизненных целей и повышения качества жизни. Все мы — участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заемщики. Повышение уровня своей финансовой грамотности — задача каждого отдельного человека, и для этого можно использовать как внешние источники информации (СМИ, соцсети, специальное образование), так и внутренние (семья, самостоятельное развитие). При этом книги — одни из важных помощников, которые позволяют сформировать полезные привычки и узнать, как грамотно распоряжаться личными финансами, планировать бюджет, копить деньги и т.д. Поэтому в список запланированных к прочтению книг обязательно включайте деловую литературу», — говорит Наталья Белова, директор блока маркет-менеджмент, член правления СК «Росгосстрах Жизнь».
«Очевидно, что сегодня российского читателя интересует деловая литература, написанная отечественными авторами — теми, кто хорошо знаком с нашими реалиями и имеет опыт работы в их условиях. Издательство „Эксмо“ давно и успешно работает в этом направлении, продолжим и дальше развивать данный сегмент вместе с нашими партнерами. Уверен, в ближайшем будущем появятся новые бестселлеры, посвященные управлению финансами и другим важнейшим вопросам, отражающие актуальные потребности читателей и эффективные инструменты и возможности», — считает генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.